The Art Newspaper Russia
Поиск

Исторический барельеф обещают вернуть в «Лужники» после реставрации

В конце мая восстановленный барельеф работы известных советских скульпторов должны полностью смонтировать внутри нового Дворца водных видов спорта, построенного на месте бассейна «Лужники»

В самом начале оттепели молодой творческий коллектив «ЛеСС», куда входили три скульптора — Владимир Лемпорт, Вадим Сидур и Николай Силис, получил заказ на декорирование бассейна «Лужники». Заказанный барельеф они создали и установили в 1955–1956 годах. Это была крупная многофигурная конструкция 19 м длиной и 3,8 м высотой, воспевающая молодость и советский спорт. В 2015-м прежнее здание открытого бассейна было разобрано, а на его месте началось возведение современного плавательного центра. Однако барельефу, созданному скульпторами, которые впоследствии стали знаменитыми, повезло: город Москва и управляющая компания решили его сберечь, интегрировав в новый комплекс.
Керамическая композиция весом 22 т, состоящая из 622 деталей, была аккуратно демонтирована с наружной стены здания, где она располагалась на уровне первого этажа. Фасады нового бассейна украсили репликами барельефа из стеклофибробетона. К копированию архитекторы подошли артистично: отсканировали с помощью 3D-съемки, увеличили в полтора раза, вылепили модели, повторили с точностью все детали и установили на фасадах на фоне ажурных окон верхнего яруса, отдав композиции роль ключевого элемента дизайна. Причем реплики сделаны двухсторонними — изнутри здания их тоже будет хорошо видно. Подлинная же скульптура отправилась на долгую реставрацию.

«Обследование барельефа началось в 2017 году, — рассказывает руководитель реставрационной мастерской «Стройпроектреставрация» Михаил Фурсов. — Мы получили полсотни ящиков демонтированных деталей. Определили материал изготовления — это шамот и терракота, разновидность грубой керамики, однотонный неглазурованный пористый материал. Сам барельеф — сложная многофигурная композиция (изображено 16 человек, поделенных на три группы, между ними — дельфин и парусник), состоящая из множества отдельных керамических изделий, каждое из которых имеет свой индивидуальный рельеф. За 60 лет под открытым небом барельеф, конечно, пострадал. На нем много сколов, трещин, утрат. Вдобавок панно много раз перекрашивали. Мы вскрыли пять-восемь слоев лакокрасочных покрытий разных оттенков, причем по большей части плохо сочетающихся друг с другом по составу. Чтобы расчистить эти слои и добраться до исходной поверхности, пришлось потрудиться. Кстати, изначально барельеф был тоже дополнительно покрыт цветной защитной пропиткой. Сейчас мы подбираем оттенок финального покрытия, чтобы он совпадал с тем самым первым, авторским».
При изучении фрагментов барельефа выяснилось, что утрачено около трети деталей. Реставраторы решили воссоздать их на основе старых фотографий, причем так, чтобы разницы между новыми и старыми участками не было заметно. В конце 2018 года ящики с элементами барельефа увезли в Кимры, где сохранилось подходящее керамическое производство. Сотрудникам мастерской выделили специальный цех, там на полу они разложили сохранившиеся детали. Новые элементы, воссозданные в том же материале, сразу примеряют к исходному барельефу, подтесывают, где надо, дополняют. Фронт работ, по словам Михаила Фурсова, вообще был огромный. Помимо новых элементов, необходимо привести в порядок все оригинальные детали, а они полны сколов, трещин, есть много расколотых элементов — все нужно склеить, зачистить, подогнать.

Отреставрированное с таким трудом панно, конечно, под открытое небо никто возвращать не будет. Его место теперь — внутри нового Дворца водных видов спорта, на отдельной стене в главном фойе, ровно напротив центрального входа. «Открытие крупнейшего в России аквакомплекса запланировано на осень 2019 года. Концепция облика здания основывается на современном прочтении архитектурных традиций 50-х годов XX века. Исторический барельеф был очень важен, и мы приложили все усилия, чтобы его сохранить. Здание воссоздано с использованием современных технологий и решений, при этом сохранена его узнаваемость и не нарушено стилистическое единство всего спортивного комплекса», — прокомментировала Юлия Журкина, заместитель директора по коммуникациям АО «Лужники».  

Просмотры: 1906
Популярные материалы
1
Погиб Михаил Абрамов, основатель Музея русской иконы
Меценат разбился при крушении вертолета около греческого острова Порос.
21 августа 2019
2
Роберт Индиана умер в нищете, несмотря на $13 млн на счету
Человек, который должен был заботиться о Роберте Индиане, позволил ему «жить в грязи и нищете», притом что на банковском счете художника было $13 млн.
22 августа 2019
3
Главные выставки осени и зимы
Поленов в Третьяковке, Гейнсборо в ГМИИ им. Пушкина, Лучо Фонтана в Мультимедиа Арт Музее и другие выставки, которые обязательно стоит увидеть этой осенью и зимой в Москве и Санкт-Петербурге.
22 августа 2019
4
Музей «Новый Иерусалим» проведет экспертизу скандальной коллекции Кузнецова и Буллок
Изучение 1,3 тыс. предметов искусства из собрания обвиняемого в хищениях и мошенничестве экс-министра финансов Подмосковья Алексея Кузнецова и его бывшей жены Жанны Буллок займет максимум год и может принести немало сюрпризов.
21 августа 2019
5
Министерство культуры рекомендует «Промсвязьбанку» сохранить коллекцию ИРРИ неделимой
Судьба частного музея остается под вопросом, однако Минкультуры РФ рассчитывает, что «Промсвязьбанк» в случае получения коллекции ИРРИ в счет погашения многомиллиардных долгов прежних владельцев сохранит институцию.
20 августа 2019
6
Барселона, Лондон и Рим под одним куполом
«Остров мечты» в Нагатинской пойме, открытие которого запланировано на конец года, станет первым всесезонным парком развлечений в Москве. Он будет самым большим в Европе и Азии.
19 августа 2019
7
Музеи спорят о том, кто они теперь
24 национальных отделения Международного совета музеев (ИКОМ) не согласны с новым, «политизированным» определением музея и требуют отложить голосование по нему.
22 августа 2019
8
Изенгеймский алтарь XVI века реставрируют во французском Кольмаре
Проведенные работы позволили увидеть пальму в пустыне и скачущих черных бесов, скрытых прежде под толстым слоем потемневшего лака.
21 августа 2019
9
Герхард Рихтер передаст свое наследие в дар новому берлинскому музею
Об этом стало известно после того, как художник отказался от предложения открыть собственный музей в Кельне.
21 августа 2019
10
Всемирный музей в Ливерпуле осудили за использование технологии распознавания лиц
Защитники права на неприкосновенность частной жизни осудили музей, однако его представители заверяют, что посетители выставки «Первый император Китая и терракотовые воины» знали о наблюдении.
20 августа 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru