18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

«Святую Русь» приведут в порядок

№73
Материал из газеты

Знаменитая картина Михаила Нестерова переехала из постоянной экспозиции Русского музея в реставрационную мастерскую

В течение ближайших месяцев одна из самых известных работ художника, «Святая Русь», будет скрыта от глаз публики и проведет полгода под пристальным вниманием реставраторов. Это первая комплексная реставрация, которую предстоит пройти картине, после чего, как планируют хранители, ее можно будет отправлять и на выездные выставки.

Последний раз вне петербургского музея «Святая Русь» была показана в 2000 году на выставке в Сан-Марино, когда весь мир отмечал 2 тыс. лет христианства. Произведение размером 2,33х3,75 м внешне выглядит вполне благополучно, но недавно реставраторы отметили заметные деформации красочного слоя. Тенденция к расслоению сохраняется, и решить эту проблему, по мнению специалистов, уже нельзя простыми консервативными средствами. «Тщательно изучая картину, мы обнаружили обширные деформации по углам полотна и жесткий кракелюр по центру, — рассказала Наталия Романова, ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации масляной живописи Государственного Русского музея. — Это не было бы критичным, если бы общее состояние картины было хорошим, но, увы, все полотно требует комплексной реставрации».

По мнению экспертов, в процессе написания картины Михаил Нестеров не всегда соблюдал технологические правила: он несколько раз бросал работу на длительное время, а возвращаясь к ней, не обрабатывал высыхающие слои должным образом. В результате связь между красочными слоями ослабла, особенно сильное расслоение заметно по краям изломов и кракелюров, что приводит к утратам красочного слоя. Сейчас этот процесс носит уже хронический характер. Даже в местах старых заклеек, которыми пытались удержать краску от расслоения, видно, что кракелюры продолжают образовываться.
Судьба одной из самых известных работ Нестерова вообще была непростой. Законченную картину он представил публике в 1907 году. Специалисты отмечали мастерство автора в написании пейзажа (художника вдохновили виды Соловков), в изображении фигур и лиц простых людей, стоящих перед Христом. Моделями Нестерову послужили дети, встреченные им близ подмосковных Мытищ, монахи Соловецкого монастыря и Черниговской обители Троице-Сергиевой лавры. Женщины справа написаны художником с сестры, Александры Васильевны, и матери, Марии Михайловны.

Однако картина вызвала бурную и неоднозначную реакцию. В стране только что отгремела первая революция, и общество критически восприняло религиозно-консервативную по своему характеру работу Нестерова. Лев Толстой назвал ее «панихидой русскому православию», а фигуру Христа сравнил с итальянским тенором. В 1921 году картина попала в Русский музей, где заняла место в экспозиции, но уже к концу десятилетия, в соответствии с идеологическими установками, ее убрали в запасники. Нестеров протестовал, писал письма в правительство, но «Святая Русь» оставалась в хранилище до 1970-х годов.

Сейчас специалистам предстоит удалить старые реставрационные тонировки, записи, мастиковки, поскольку почти все они были сделаны без учета авторской фактуры и сильно выделяются на живописной поверхности. Но самая главная задача — максимально укрепить красочные слои по всей площади полотна и усилить их сцепление с грунтом. По планам реставрация должна завершиться уже этой осенью. Работы ведутся при финансовой поддержке ПАО «Газпром». 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
04.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+