18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Тинторетто вдохновил Пушкинский на «Тайное братство»

Работы Дмитрия Крымова, Ирины Наховой и Гэри Хилла встретились с полотном Тинторетто на выставке «В конце пребывает начало», подготовленной ГМИИ им. А.С.Пушкина и Stella Art Foundation к 58-й Венецианской биеннале

Пятисотлетие Якопо Робусти Тинторетто отмечают по всему миру: главные европейские музеи сначала собрали на выставках лучшее, что у них есть, а потом отправили за океан, в Америку. Родная художнику Венеция обеднела на шедевры, но Пушкинский музей предложил изящную альтернативу. С помощью современных медиахудожников он организовал там «Тайное братство Тинторетто» — выставку «В конце пребывает начало», созданную совместно со Stella Art Foundation специально для церкви Сан-Фантин. 

Церковь (недавно отреставрированная и функционирующая как выставочный зал) обращена своим фасадом к знаменитому театру Ла Фениче. За ней приглядывает могущественный дон Джанматео Капуто, главный по культуре и туризму в Венецианской архиепархии. В XVI веке (хотя первые постройки на этом месте восходят к Х веку) Сан-Фантин принадлежала одной из скуол, или братств, — важных для Венеции объединений, занимавшихся, как сказали бы сегодня, благотворительностью. Ее члены опекали в последние часы жизни приговоренных к казни, поэтому она называлась «Скуола доброй смерти». Кураторы выставки Марина Лошак и Ольга Шишко перед открытием взывали к гению места, чтобы все прошло гладко, и были отслужены четыре арт-мессы. Так они решили обозначить сменяющие друг друга произведения, каждое из которых в течение часа поочередно занимает пространство Сан-Фантин. Этим экспозиция похожа не на традиционную выставку, а скорее на театральное действо. 

Гаснет свет, зрители рассаживаются на грубо сколоченные скамьи и на «сцене», в алтарной части Сан-Фантин, под музыку Кузьмы Бодрова проецируется видеоинсталляция Дмитрия Крымова по мотивам «Тайной вечери» Тинторетто из церкви Сан-Тровазо. Посетителям превью 58-й Венецианской биеннале посчастливилось быть свидетелями ее «трехмерной» версии. Далее она будет жить без входящих в кадр крымовских студентов из ГИТИСа (сначала они подходили к экрану, разбирали и уносили какие-то стройматериалы, потом заглядывали за полотно и оказывались в кадре), но на экране они продолжат ловко разбирать «Тайную вечерю», словно декорации после окончания спектакля, перекусывая кусками хлеба, оставшегося от трапезы. Пока наконец за столом не останется лишь Спаситель в исполнении актера Анатолия Белого. И за ним не откроется некое современное пространство со множеством окон, из которых льется свет. Герой Белого сидит неподвижно, буквально в картинной позе, заданной Тинторетто. На экране появляется молодая женщина, актриса Ольга Воронина, которая вглядывается в героя, и, заплакав, тихо уходит. Главный персонаж скидывает с себя драпировки, оставаясь в обычной черной толстовке, и начинает походить на обычного человека. Он протягивает руку к лежащему на столе мобильнику, и мы видим, как он три раза прикасается к экрану, — и догадываемся, кому он звонит. После короткого разговора по щеке героя течет слеза — и становится ясно, что эта чаша его не минует. 

«Я провожу много времени в театре и знаю, что такое разборка декораций после спектакля, — это очень грустное зрелище, и я даже стараюсь на это не смотреть. Это очень делово, ясно, быстро. Кончается магия, и начинается проза. Я хотел магию этой картины увести в прозу, а потом опять ее вынуть, создать такие волны», — рассказал о своем замысле режиссер Дмитрий Крымов. 

В самой же церкви Сан-Фантин после финала видео на мгновение становится темно, а потом свет выхватывает из полумрака две картины — «Происхождение любви» самого Тинторетто из семьи венецианского антиквара Пьетро Скарпа и расположенное напротив «Тондо» Эмилио Ведова, также венецианца, классика итальянской абстракции. Эта работа с черно-белыми вихрями напоминает то, как с орбиты видят земной шар космонавты. 

После небольшого антракта следует третье и четвертое действие. Купол церкви освещается, и там возникает проекция работы Ирины Наховой, все в которой будто бы устремлено вперед, к свету. Первым летит голубь (как все знают, символ Святого Духа), за ним появляются вполне обычные, только снятые в определенном ракурсе картины: движение машины по автостраде, лицо ребенка, заглядывающего вниз, перемещение толпы в метро. Все эти образы то превращаются во фрески, то вновь обретают привычные очертания. Кажется, что если бы у живописцев прошлого были такие современные инструменты, то они непременно бы ими воспользовались, а не висели бы на лесах месяцами, расписывая плафоны.

Ирина Нахова задумала триптих на библейские мотивы из картин Тинторетто, но в результате зрители видят всего две его части. Слева от входа на экране сменялись интерпретирующие «Сотворение животных» Тинторетто кадры, а напротив этого экрана стена осталась пустой: как объяснили нам в Пушкинском, дон Капуто счел часть триптиха не отвечающей идее проекта, современными средствами трактующего главные мотивы творчества Тинторетто. Что именно там было, мы так и не узнаем, — но художница рассказала, что она поместила туда хронику современных протестов. Кураторы сами сочли эту часть неудачей, но, по их словам, пытались отстаивать интересы художницы, однако венецианский церковник остался непреклонен. 

В четвертом и последнем акте в церковь Сан-Фантин вихрем врываются электронные звуки и всполохи ярко-синих мерцающих сущностей, последовательно возникающих в разных частях церкви и дающих представление о ее огромном объеме. Как Крымов разобрал «Тайную вечерю» на фрагменты, так и классик медиаискусства, обладатель «Золотого льва» Венецианской биеннале Гэри Хилл разложил живопись Тинторетто на простейшие элементы, спектры и нейроны. 

«То, что сделал Тинторетто, можно определить как революцию, у него рождается то, что взяли за основу кураторы, — пространство. В искусстве форма — это практически все, и она приобретает новое качество — образность, поэзию, систему ассоциаций. Тинторетто — безусловный классик искусства, но в прошлом мы выбираем то, что нам понятно сегодня», — говорит консультант проекта, главный научный сотрудник ГМИИ. им. А.С.Пушкина Виктория Маркова.

Выставкой «В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто» интервенция Пушкинского в Венеции не исчерпывается, музей разработал три маршрута по местам, где жил и работал Тинторетто, включая дом художника в Канареджо, церкви, где можно увидеть разные варианты его «Тайной вечери», а также Дворец дожей и Скуолу Сан-Рокко с его главным циклом росписей. 

Своим вторым венецианским проектом ГМИИ им. А.С.Пушкина добавил еще одну главу в развитие направления «Пушкинский XXI». Съемка работы Дмитрия Крымова проходила в Москве, в конструктивистском здании бывшего хлебозавода им. В.П.Зотова, и, как мы рассказывали ранее, там при поддержке банка ВТБ планируется разместить новое подразделение ГМИИ им. А.С.Пушкина, связанное с современным искусством. Эти планы должны вот-вот реализоваться, а пока организаторы венецианской выставки, которую собираются с некоторыми вариациями повторить в Москве, советуют обратить внимание на то, какого тонкого тинтореттовского света удалось добиться на съемках в бывших цехах. 


Церковь Сан-Фантин, до 11 сентября 

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+