The Art Newspaper Russia
Поиск

Эрмитаж одолжит Италии «Мадонну Бенуа» и «Мадонну Литта»

Настоящая борьба развернулась за возможность получить во временное пользование произведения Леонардо да Винчи к 500-летию с его смерти

Итальянский городок Фабриано с населением всего 30 тыс. человек получит от России во временное пользование одно из важнейших полотен Леонардо да Винчи. Государственный Эрмитаж пообещал одолжить «Мадонну Бенуа» (1478–1480), одно из самых ценных произведений в его коллекции, музею в городе Фабриано, расположенном в регионе Марке в Центральной Италии. 

До наших дней дошло менее 20 произведений, бесспорно приписываемых кисти Леонардо, поэтому за возможность получить работу мастера к 500-летней годовщине его смерти (2 мая 1519 года) развернулась настоящая борьба. Решение отправить «Мадонну Бенуа» в Фабриано носит дипломатический характер: с 10 по 15 июня там пройдет конференция ЮНЕСКО, посвященная «творческим городам», в которой примут участие делегации из 180 стран. Картина будет экспонироваться в Муниципальной пинакотеке имени Бруно Молайоли с 1 по 30 июня. После Фабриано она отправится в Перуджу на выставку в Национальной галерее Умбрии с 4 июля по 4 августа.

Существует предание, будто бы в Россию «Мадонну Бенуа» привезли бродячие итальянские музыканты, хотя на самом деле ее приобретение, скорее всего, стало результатом обычной сделки в 1790-х годах. Известно, что в 1908 году картина находилась в собственности семьи Бенуа в Санкт-Петербурге, а шестью годами позже ее купил Николай II, заплативший за нее сумму, соответствующую современным £300 тыс. — вплоть до 1960-х годов она оставалась рекордной ценой на произведение искусства в реальном денежном исчислении.

Кроме того, Эрмитаж пообещал одолжить Италии еще одну работу Леонардо из своего собрания — «Мадонна Литта» станет центральным экспонатом на выставке «Леонардо. „Мадонна Литта“ и мастерская художника» в миланском Музее Польди-Пеццоли (8 ноября 2019 года — 10 февраля 2020 года). Написанная в 1490–1492 годах в Милане, картина оставалась в городе до 1865 года, когда Александр II приобрел ее у семьи Литта.

Кураторы Эрмитажа уверены, что «Мадонна Литта» полностью принадлежит кисти Леонардо, однако есть немало искусствоведов, которые не согласны с ними и считают, что картину написал один из его учеников, вероятнее всего Марко д’Оджоно или Джованни Больтраффио. В 2011 году, когда произведение экспонировалось в Национальной галерее в Лондоне, Эрмитаж потребовал, чтобы его описание в каталоге выставки было написано петербургским куратором Татьяной Кустодиевой. Она назвала картину оригиналом кисти Леонардо да Винчи и «самым ценным сокровищем Эрмитажа», что вызвало неоднозначную реакцию в искусствоведческих кругах.

В миланском Музее Польди-Пеццоли «Мадонна Литта», скорее всего, будет представлена как подлинник Леонардо. Парной к ней станет еще одна работа из коллекции семейства Литта — «Мадонна розы» (около 1490) Больтраффио. Музей обещает, что экспозиция поможет разобраться «в отношениях между Леонардо и его учениками».

Материалы по теме
Просмотры: 4777
Популярные материалы
1
Георгий Пинхасов: «Стрит-фотограф должен снимать то, что ему посылает случай, и не думать о стиле»
Фотограф легендарного агентства Magnum Георгий Пинхасов, один из участников проекта Magnum Live Lab/19 в Москве, раскрыл нам секрет стрит-фотографии, а также рассказал о том, как работается в заданных рамках и без них
16 июля 2019
2
В Музее Востока показывают выставку «Кирилл Зданевич. Тифлис — Москва»
В экспозиции представлены около 80 работ художника разных периодов его творчества: графика, живопись 1910–20-х годов и 1960-х, времени его своеобразного ренессанса.
16 июля 2019
3
Объявлена тема Венецианской архитектурной биеннале 2020 года
Архитекторам, приглашенным для участия в биеннале , предлагается привлекать к своим проектам представителей других профессий и простых людей
16 июля 2019
4
Музеи Московского Кремля показывают царские регалии, древние иконы и шпалеры после реставрации
Экспозиция «Хранители времени» включает самые разные предметы: государственные регалии и личные вещи русских монархов, парадное оружие, иконы и великолепные работы отечественных и европейских ювелиров.
15 июля 2019
5
Бельгийский парк Бокрейк: Брейгель, хижины и реконструированное пиво
Музей под открытым небом, расположенный в бывшем аббатстве, — прекрасное летнее развлечение как для серьезных любителей старых мастеров, так и для родителей с детьми.
15 июля 2019
6
Экспертная комиссия Парижской биеннале лишилась руководства всего за два месяца до открытия ярмарки
Причиной стал допуск к участию в ярмарке двух экспонентов с подмоченной репутацией.
16 июля 2019
7
Россия вошла в десятку мировых лидеров по числу охраняемых памятников
Десять псковских церквей XII–XVI веков внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО на состоявшейся в Баку 43-й сессии Комитета всемирного наследия.
17 июля 2019
8
Июль без отдыха
Исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели рассказал о стрит-арте в арке образовательного центра, проекте к 65-летию Сергея Курехина и гастролях в рамках фестиваля «Территория».
16 июля 2019
9
Фантастический блокбастер в Западном крыле Новой Третьяковки
Выставка «Свободный полет» московского Музея AZ изменила знакомое пространство бывшего ЦДХ до неузнаваемости. Все особенности стиля музея обернулись в новом пространстве его достоинствами.
17 июля 2019
10
Нижний Новгород готов принять «Инновацию» снова
Вручение премии «Инновация» впервые с 2005 года прошло за пределами Москвы и практически совпало с другой сенсацией — объявлением о вхождении ГЦСИ, учредителя премии, в состав ГМИИ им. А.С.Пушкина.
15 июля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru