The Art Newspaper Russia
Поиск

Эрмитаж одолжит Италии «Мадонну Бенуа» и «Мадонну Литта»

Настоящая борьба развернулась за возможность получить во временное пользование произведения Леонардо да Винчи к 500-летию с его смерти

Итальянский городок Фабриано с населением всего 30 тыс. человек получит от России во временное пользование одно из важнейших полотен Леонардо да Винчи. Государственный Эрмитаж пообещал одолжить «Мадонну Бенуа» (1478–1480), одно из самых ценных произведений в его коллекции, музею в городе Фабриано, расположенном в регионе Марке в Центральной Италии. 

До наших дней дошло менее 20 произведений, бесспорно приписываемых кисти Леонардо, поэтому за возможность получить работу мастера к 500-летней годовщине его смерти (2 мая 1519 года) развернулась настоящая борьба. Решение отправить «Мадонну Бенуа» в Фабриано носит дипломатический характер: с 10 по 15 июня там пройдет конференция ЮНЕСКО, посвященная «творческим городам», в которой примут участие делегации из 180 стран. Картина будет экспонироваться в Муниципальной пинакотеке имени Бруно Молайоли с 1 по 30 июня. После Фабриано она отправится в Перуджу на выставку в Национальной галерее Умбрии с 4 июля по 4 августа.

Существует предание, будто бы в Россию «Мадонну Бенуа» привезли бродячие итальянские музыканты, хотя на самом деле ее приобретение, скорее всего, стало результатом обычной сделки в 1790-х годах. Известно, что в 1908 году картина находилась в собственности семьи Бенуа в Санкт-Петербурге, а шестью годами позже ее купил Николай II, заплативший за нее сумму, соответствующую современным £300 тыс. — вплоть до 1960-х годов она оставалась рекордной ценой на произведение искусства в реальном денежном исчислении.

Кроме того, Эрмитаж пообещал одолжить Италии еще одну работу Леонардо из своего собрания — «Мадонна Литта» станет центральным экспонатом на выставке «Леонардо. „Мадонна Литта“ и мастерская художника» в миланском Музее Польди-Пеццоли (8 ноября 2019 года — 10 февраля 2020 года). Написанная в 1490–1492 годах в Милане, картина оставалась в городе до 1865 года, когда Александр II приобрел ее у семьи Литта.

Кураторы Эрмитажа уверены, что «Мадонна Литта» полностью принадлежит кисти Леонардо, однако есть немало искусствоведов, которые не согласны с ними и считают, что картину написал один из его учеников, вероятнее всего Марко д’Оджоно или Джованни Больтраффио. В 2011 году, когда произведение экспонировалось в Национальной галерее в Лондоне, Эрмитаж потребовал, чтобы его описание в каталоге выставки было написано петербургским куратором Татьяной Кустодиевой. Она назвала картину оригиналом кисти Леонардо да Винчи и «самым ценным сокровищем Эрмитажа», что вызвало неоднозначную реакцию в искусствоведческих кругах.

В миланском Музее Польди-Пеццоли «Мадонна Литта», скорее всего, будет представлена как подлинник Леонардо. Парной к ней станет еще одна работа из коллекции семейства Литта — «Мадонна розы» (около 1490) Больтраффио. Музей обещает, что экспозиция поможет разобраться «в отношениях между Леонардо и его учениками».

Материалы по теме
Просмотры: 5410
Популярные материалы
1
В Италии арестован художник, писавший подделки под старых мастеров
Художник Лино Фронджиа, похоже, написал десятки картин в стиле Пармиджанино, Эль Греко, Кранаха и Халса, которые коллекционер Джулиано Руффини (ему тоже угрожает арест) продавал на крупнейших мировых аукционах
16 сентября 2019
2
Завод по производству бессмертия: открылась Уральская биеннале
В Екатеринбурге на главной выставке 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства 76 художников из 25 стран рассуждают о том, как избежать тлена. Своими впечатлениями делится главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова.
13 сентября 2019
3
Изданы фрагменты биографии Тинторетто
Впервые на русском языке вышла монография, которую Жан-Поль Сартр писал два десятилетия, но завершить так и не сумел.
13 сентября 2019
4
Духовность в современном мире: от традиционной китайской оперы до прогрессивного стрит-арта
Программа фестиваля «Насими» включает выступления танцевальных и музыкальных коллективов, выставки, кинопоказы, театральные постановки и поэтические чтения.
13 сентября 2019
5
Марина Лошак: «Мы готовы делиться своей репутацией и контентом»
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала о присоединении ГЦСИ, новых этапах строительства музейного городка и создании музея коллекционера Сергея Щукина.
13 сентября 2019
6
Усадьба Архангельское отмечает 100-летие со дня превращения в государственный музей
Уже целый век бывшая усадьба князей Юсуповых лавирует между Марсом и Аполлоном — Минобороны и Минкультуры.
12 сентября 2019
7
Выставка Йорданса открылась в Пушкинском музее
Из Эрмитажа в Москву переехала выставка почти всех известных картин художника, находящихся в собраниях российских музеев.
17 сентября 2019
8
Стамбул намерен стать столицей современного искусства и арт-рынка в регионе
В городе одновременно проходит международная ярмарка, стартует биеннале современного искусства, а на очереди открытие восьми новых музеев.
13 сентября 2019
9
Зал имени Георгия Костаки открыли в Третьяковской галерее
Постоянная экспозиция будет обновляться, чтобы представить наследие коллекционера Георгия Костаки во всей полноте.
17 сентября 2019
10
Последний Боттичелли на рынке оценен в $30 млн. Или предпоследний?
В октябре картину, объявленную последней работой мастера в частных руках, выставят на ярмарке Frieze Masters. Однако известен еще один портрет, приписываемый Боттичелли, — он был продан летом на аукционе в Цюрихе.
13 сентября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru