The Art Newspaper Russia
Поиск

Эрмитаж одолжит Италии «Мадонну Бенуа» и «Мадонну Литта»

Настоящая борьба развернулась за возможность получить во временное пользование произведения Леонардо да Винчи к 500-летию с его смерти

Итальянский городок Фабриано с населением всего 30 тыс. человек получит от России во временное пользование одно из важнейших полотен Леонардо да Винчи. Государственный Эрмитаж пообещал одолжить «Мадонну Бенуа» (1478–1480), одно из самых ценных произведений в его коллекции, музею в городе Фабриано, расположенном в регионе Марке в Центральной Италии. 

До наших дней дошло менее 20 произведений, бесспорно приписываемых кисти Леонардо, поэтому за возможность получить работу мастера к 500-летней годовщине его смерти (2 мая 1519 года) развернулась настоящая борьба. Решение отправить «Мадонну Бенуа» в Фабриано носит дипломатический характер: с 10 по 15 июня там пройдет конференция ЮНЕСКО, посвященная «творческим городам», в которой примут участие делегации из 180 стран. Картина будет экспонироваться в Муниципальной пинакотеке имени Бруно Молайоли с 1 по 30 июня. После Фабриано она отправится в Перуджу на выставку в Национальной галерее Умбрии с 4 июля по 4 августа.

Существует предание, будто бы в Россию «Мадонну Бенуа» привезли бродячие итальянские музыканты, хотя на самом деле ее приобретение, скорее всего, стало результатом обычной сделки в 1790-х годах. Известно, что в 1908 году картина находилась в собственности семьи Бенуа в Санкт-Петербурге, а шестью годами позже ее купил Николай II, заплативший за нее сумму, соответствующую современным £300 тыс. — вплоть до 1960-х годов она оставалась рекордной ценой на произведение искусства в реальном денежном исчислении.

Кроме того, Эрмитаж пообещал одолжить Италии еще одну работу Леонардо из своего собрания — «Мадонна Литта» станет центральным экспонатом на выставке «Леонардо. „Мадонна Литта“ и мастерская художника» в миланском Музее Польди-Пеццоли (8 ноября 2019 года — 10 февраля 2020 года). Написанная в 1490–1492 годах в Милане, картина оставалась в городе до 1865 года, когда Александр II приобрел ее у семьи Литта.

Кураторы Эрмитажа уверены, что «Мадонна Литта» полностью принадлежит кисти Леонардо, однако есть немало искусствоведов, которые не согласны с ними и считают, что картину написал один из его учеников, вероятнее всего Марко д’Оджоно или Джованни Больтраффио. В 2011 году, когда произведение экспонировалось в Национальной галерее в Лондоне, Эрмитаж потребовал, чтобы его описание в каталоге выставки было написано петербургским куратором Татьяной Кустодиевой. Она назвала картину оригиналом кисти Леонардо да Винчи и «самым ценным сокровищем Эрмитажа», что вызвало неоднозначную реакцию в искусствоведческих кругах.

В миланском Музее Польди-Пеццоли «Мадонна Литта», скорее всего, будет представлена как подлинник Леонардо. Парной к ней станет еще одна работа из коллекции семейства Литта — «Мадонна розы» (около 1490) Больтраффио. Музей обещает, что экспозиция поможет разобраться «в отношениях между Леонардо и его учениками».

Материалы по теме
Просмотры: 6043
Популярные материалы
1
«Голубые фишки», новые старые авторы и тортик нужного размера: аукционы искусства ХХ века в Нью-Йорке
Посещение в Нью-Йорке предаукционных показов импрессионистов и мастеров современного искусства — событие из разряда «и хочется, и колется, а цензор внутри сидит да понукает». Рассказывает Ильдар Галеев.
08 ноября 2019
2
Русскую живопись о Великой Отечественной войне представили в Манеже
Ретроспектива отечественного искусства на тему войны начинается с Лентулова и завершается Виноградовым & Дубосарским
06 ноября 2019
3
TEFAF выставила русского царя в Нью-Йорке
О ярмарке TEFAF в Нью-Йорке рассказывает Ильдар Галеев, галерист, коллекционер и издатель.
05 ноября 2019
4
Christie’s в Москве: Фешин, Рерих, Айвазовский
Аукционный дом Christie’s показывает в Москве топ-лоты аукциона русского искусства, который пройдет в Лондоне 25 ноября.
08 ноября 2019
5
Картины из ИРРИ нашлись в Подмосковье
Работы Георгия Нисского, Исаака Бродского, Александра Дейнеки и других авторов, вывезенные из основанного Алексеем Ананьевым Института русского реалистического искусства вопреки судебному запрету, обнаружены на складе в Домодедове.
08 ноября 2019
6
MacDougall’s привез в Москву топ-лоты лондонских аукционов русского искусства
Аукционный дом празднует 15-летие выставкой в усадьбе Зубовых, где представлены произведения Наталии Гончаровой, Александра Самохвалова, Бориса Григорьева и других.
07 ноября 2019
7
Ирина Могилатова: «Я воинствующий эстет»
Коллекционер и владелица галереи Mirra, открывшейся выставкой классика итальянского дизайна Джо Понти в собственном пространстве на Спиридоновке, рассказала, зачем собирает и продает предметы коллекционного дизайна середины ХХ века и не только.
06 ноября 2019
8
Музей Леопольда в Вене заново открывает Рихарда Герстля
Художник, предшественник экспрессионистов Оскара Кокошки и Эгона Шиле, покончил с собой в 25. Его работы зрители впервые увидели спустя десятилетия.
06 ноября 2019
9
Ударная сила автопортретов Люсьена Фрейда
О чем может рассказать обычный синяк под глазом, показывают на выставке «Автопортреты» в Королевской академии художеств в Лондоне.
05 ноября 2019
10
Питер де Хох выходит из тени своего конкурента
Поскольку работ де Хоха в Делфте не сохранилось, на выставку в Музее Принсенхоф привезли около 30 картин художника из других голландских и международных музеев.
07 ноября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru