18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Сестры-призраки» проходят опознание

№73
Материал из газеты

Анализ полотна Артемизии Джентилески из коллекции Галереи Уффици обнаружил подмалевок, поразительно похожий на картину, которую недавно приобрела лондонская Национальная галерея

Анализ барочной картины Артемизии Джентилески из коллекции флорентийской Галереи Уффици выявил записанный набросок, почти идентичный другому произведению художницы, которое недавно приобрела лондонская Национальная галерея. Реставратор из Италии полагает, что обе работы созданы на основе одного картона или эскиза.

Чечилия Фрозинини, возглавляющая отдел реставрации живописи в государственной реставрационной мастерской Opificio delle Pietre Dure, рассказывает, что, для того чтобы заглянуть под основной красочный слой «Святой Екатерины Александрийской» (1618–1620), специалисты использовали такие неинвазивные техники, как ультрафиолетовый, инфракрасный и рентгеновский анализ.

Изображенная на картине святая смотрит вверх, а ее голову венчает корона. В Уффици считают, что в этом образе Джентилески соединила свой автопортрет и портрет Катерины, дочери великого герцога Фердинанда де Медичи. На изображении, полученном при помощи рентгенографии, вместо короны на голове Екатерины виден тюрбан, а ее лицо повернуто к зрителю — точно так же, как на «Автопортрете в образе святой Екатерины Александрийской» (1615–1617), которую Национальная галерея приобрела в июле 2018 года за £3,6 млн.

По словам представителей Галереи Уффици, анализ также обнаружил «загадочное маленькое лицо» слева от лица святой Екатерины, «сюжетно никак не связанное ни с законченным произведением, ни с его ранней версией». 

Реставраторы отмечают, что контуры лондонского портрета практически полностью совпадают с контурами подмалевка картины из Уффици. «Мы полагаем, что у Джентилески был картон или по крайней мере подготовительный рисунок, который она использовала несколько раз, варьируя изображение и внося изменения в композицию», — говорит Фрозинини.

На протяжении долгого времени имя Артемизии Джентилески (1593–1653) было практически вычеркнуто из истории искусства. Не так давно она снова вошла в обойму и обрела признание как одна из первых художниц, пользовавшихся широкой популярностью среди покровителей искусства XVII столетия.

Летиция Тревес, куратор итальянской, испанской и французской живописи XVII века в лондонской Национальной галерее, рассказала, что ее музей предоставил для сопоставления контуры автопортрета Джентилески Галерее Уффици и музею «Уодсворт Атенеум» в американском Хартфорде (здесь хранится ее «Автопортрет с лютней», написанный приблизительно в 1615–1618 годах; это поясной портрет, на котором она также изобразила себя сидящей лицом к зрителю). По словам Тревес, положение рук на картине из Национальной галереи совпадает с подмалевком из Уффици, а голова — с автопортретом из «Уодсворт Атенеум». «Выяснилось, что эти участки совпадают с точностью до миллиметра, а это значит, что Джентилески использовала какую-то особую технику переноса отдельных элементов на холст», — говорит Тревес.

Она также сообщила, что, хотя на лондонском портрете и не обнаружили никаких скрытых изображений, анализ показал, что Джентилески переписывала драпировку платья и изменила оттенок ткани на рукаве. 

Впереди у исследователей еще много работы. «Творческие методы Артемизии, техническая сторона ее искусства изучены гораздо хуже, чем у других художников, — отмечает Тревес. — Любое новое открытие становится прорывом». 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+