The Art Newspaper Russia
Поиск

Кондиционеры против шатров: модель TEFAF оказалась более выгодной, чем Frieze

Для покупателей важно не только количество стендов и расположение ярмарки, но и температура воздуха на мероприятии — это доказывают результаты двух конкурирующих нью-йоркских ярмарок

Весна в Нью-Йорке очень переменчива. Это утверждение справедливо в отношении не только погоды, но и арт-рынка. Горький опыт ярмарки Frieze, состоявшейся в Нью-Йорке в восьмой раз (2–5 мая), вновь подтвердил эту истину. Перспективы Frieze давно служат предметом спекуляций и слухов, в особенности после появления три года назад проходящей параллельно ярмарки TEFAF New York Spring (3–7 мая).

Последние несколько лет были для Frieze New York очень непростыми: она пережила наводнение в 2017 году и поломку вентиляции в разгар жары в 2018-м. В результате список ее экспонентов сократился с 190 в прошлом году до 180 в нынешнем. Потеря может показаться незначительной, среди ушедших есть галереи самой разной величины (в том числе Blum & Poe, Anton Kern, Albertz Benda, Castelli Gallery, Chateau Shatto, Esther Schipper и Gavin Brown’s Enterprise). Однако среди тех, кто перебрался из шатра Frieze на острове Рандалс в Арсенал на Парк-авеню, где TEFAF оборудовала свой стабильно кондиционируемый бастион, есть и наиболее авторитетные игроки арт-рынка.

Пожалуй, самым заметным стал переезд галереи Pace, которая не представлена на Frieze New York впервые с 2015 года. «Не могу назвать одну какую-то конкретную причину, по которой мы решили в нынешнем году принять участие в TEFAF. Просто нам показалось, что за последние два года ярмарка нашла свое место в экосистеме Нью-Йорка, и мы решили, что сейчас самое время исследовать эту платформу», — говорит Марк Глимчер, президент и главный исполнительный директор Pace. Стенд галереи был посвящен произведениям Жана Дюбюффе.

В этом году в TEFAF участвовали и другие международные галереи, бывшие в 2018 году в составе Frieze New York. В их числе Skarstedt, Almine Rech и Kamel Mennour. В качестве стимулирующего фактора все называют местоположение TEFAF. «Расположение в Верхнем Ист-Сайде удобно нашим нью-йоркским и зарубежным коллекционерам, не говоря уже о том, что это недалеко от нашей галереи, и мы надеемся, что оно послужит коллекционерам стимулом посетить ярмарку несколько раз», — рассказывает Альмин Реш.

И в самом деле, расположение Frieze New York на острове Рандалс, куда можно добраться только на машине, пароме или на автобусах и метро со множеством пересадок (к чему питают отвращение даже самые закаленные ньюйоркцы), годами было камнем преткновения. Из-за него Frieze New York часто называют «однодневной ярмаркой», поскольку лишь немногие решаются проделать этот путь больше одного раза.

Впрочем, некоторые дилеры по-прежнему считают, что путешествие стоит того. В их числе галерист Шон Келли, который в этом году участвовал и в Frieze, и в TEFAF. «Я готов поддержать любую нью-йоркскую ярмарку. Для такого города, как Нью-Йорк, очень важно разнообразие, оно служит мощным двигателем рынка», — заявляет Келли, добавляя, что, на его взгляд, Frieze — площадка для более молодых художников, поэтому там он представил экспонаты из своей современной программы, а на TEFAF привез подготовленную Лораном Грассо подборку более старого искусства, в том числе рисунок Мане 1867 года.

Однако и Келли признает, что расположение на острове и размещение в шатре играют не на руку Frieze. «Откровенно говоря, за последние несколько лет Frieze не пострадала разве что от нашествия саранчи», — шутит он. И отмечает, что прошлогодняя поломка кондиционеров заставила многих окончательно разочароваться в ярмарке. После того как несколько дилеров пожаловались на то, что температура в шатре (поднимавшаяся, по утверждениям некоторых, выше 30 ºC) негативно отразилась на их продажах, организаторы Frieze предложили экспонентам частичную компенсацию в размере 10%. Канадский дилер Шейн Кэмпбелл даже подал коллективный иск против ярмарки, обвинив ее организаторов в грубой халатности. Сейчас дело рассматривается в судах Нью-Йорка. Собирается ли Frieze переезжать, Келли не знает, но, по утверждению галериста, его не удивило бы такое развитие событий.

Действительно, когда в прошлом году было объявлено о запуске Frieze Los Angeles, многие высказали предположение, что группа Frieze решила отказаться от нью-йоркской ярмарки. Успех ее калифорнийской сестры, впервые состоявшейся в феврале, подкрепил эти подозрения, несмотря на уверения представителя Frieze в том, что планов покидать Нью-Йорк на данный момент у них нет. Участники и посетители Frieze LA хвалили ее центральное расположение на территории киностудии Paramount и сравнительно небольшой размер — 70 стендов, что меньше половины ее нью-йоркской и лондонской версий.

TEFAF New York тоже относительно невелика — 90 стендов. Альмин Реш говорит, что ее «уютный» размер «дает коллекционерам возможность без спешки уделить время произведениям искусства». И в самом деле, почти все галеристы, с которыми мы говорили, назвали небольшой размер важным плюсом TEFAF.

Как заметил один из лондонских дилеров, в этом году в очередной раз участвовавший в Frieze New York, крупные ярмарки вроде Frieze и Art Basel обязаны своим успехом прежде всего тому, что маленькие галереи чувствуют необходимость быть частью крупного «бренда». Однако в целом заметно, что большей популярностью пользуются ярмарки меньшего размера. Шон Келли приводит в пример деятельность Магнуса Ренфрю: «Он делает две бутиковые художественные ярмарки в Тайбэе и Сингапуре с приблизительно 80 участниками. Мы работали на его ярмарке в Тайбэе, и для нас этот опыт был очень удачным — как и на других ярмарках такого размера вроде Art Show от Ассоциации арт-дилеров Америки и вот теперь TEFAF. Это хорошая модель».

Материалы по теме
Просмотры: 2316
Популярные материалы
1
Музейщики возглавили список топ-100 влиятельнейших людей в арт-мире
Директор MoMA Гленн Лоури занял первую строчку в ежегодном рейтинге самых влиятельных людей в мире искусства по версии журнала ArtReview.
14 ноября 2019
2
Рустам Сулейманов: «Я был удивлен, что в России до сих пор нет музея мусульманского искусства»
Бизнесмен, коллекционер и основатель Фонда Марджани поддерживает искусство мусульманских регионов как в России, так и за ее пределами.
19 ноября 2019
3
Итальянский и другие следы в творчестве ван Дейка нашли в Старой пинакотеке
Выставка «Ван Дейк» в Мюнхене впечатляет подборкой живописи и рисунков из музеев и частных коллекций Европы и США.
19 ноября 2019
4
Социалистическое соревнование на выставке «Дейнека / Самохвалов»
Посетители выставки в петербургском ЦВЗ «Манеж» попадают на нее по проходу, имитирующему выход из-под трибун стадиона на поле.
18 ноября 2019
5
В Собрании Уоллеса пересмотрели волю завещательницы
Один из самых красивых и атмосферных государственных музеев Великобритании впервые в своей истории получил возможность передавать экспонаты во временное пользование другим музеям.
15 ноября 2019
6
Русский музей посвятил выставку истории Валаама в живописи
Два века остров Валаам на Ладожском озере был местом притяжения для художников.
14 ноября 2019
7
Спектакли Яна Фабра и видео Билла Виолы покажут в Петербурге
К своему 100-летию Большой драматический театр проводит программу современного искусства со спектаклями Яна Фабра, видеоработами Билла Виолы, звуковой скульптурой и архитектурным объектом.
15 ноября 2019
8
«Метаморфозы» накрыли Женевский музей искусства и истории
Большая выставка посвящена постоянным превращениям в искусстве.
14 ноября 2019
9
Парижский монетный двор закрывает программу современного искусства
Ретроспектива Кики Смит станет последней в выставочной программе Монетного двора из-за ее низкой посещаемости.
19 ноября 2019
10
Рисунок помог экспертам установить авторство Боттичелли
Ранее «Мадонну с младенцем» из коллекции Национального музея Кардиффа считали копией.
18 ноября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru