The Art Newspaper Russia
Поиск

Кондиционеры против шатров: модель TEFAF оказалась более выгодной, чем Frieze

Для покупателей важно не только количество стендов и расположение ярмарки, но и температура воздуха на мероприятии — это доказывают результаты двух конкурирующих нью-йоркских ярмарок

Весна в Нью-Йорке очень переменчива. Это утверждение справедливо в отношении не только погоды, но и арт-рынка. Горький опыт ярмарки Frieze, состоявшейся в Нью-Йорке в восьмой раз (2–5 мая), вновь подтвердил эту истину. Перспективы Frieze давно служат предметом спекуляций и слухов, в особенности после появления три года назад проходящей параллельно ярмарки TEFAF New York Spring (3–7 мая).

Последние несколько лет были для Frieze New York очень непростыми: она пережила наводнение в 2017 году и поломку вентиляции в разгар жары в 2018-м. В результате список ее экспонентов сократился с 190 в прошлом году до 180 в нынешнем. Потеря может показаться незначительной, среди ушедших есть галереи самой разной величины (в том числе Blum & Poe, Anton Kern, Albertz Benda, Castelli Gallery, Chateau Shatto, Esther Schipper и Gavin Brown’s Enterprise). Однако среди тех, кто перебрался из шатра Frieze на острове Рандалс в Арсенал на Парк-авеню, где TEFAF оборудовала свой стабильно кондиционируемый бастион, есть и наиболее авторитетные игроки арт-рынка.

Пожалуй, самым заметным стал переезд галереи Pace, которая не представлена на Frieze New York впервые с 2015 года. «Не могу назвать одну какую-то конкретную причину, по которой мы решили в нынешнем году принять участие в TEFAF. Просто нам показалось, что за последние два года ярмарка нашла свое место в экосистеме Нью-Йорка, и мы решили, что сейчас самое время исследовать эту платформу», — говорит Марк Глимчер, президент и главный исполнительный директор Pace. Стенд галереи был посвящен произведениям Жана Дюбюффе.

В этом году в TEFAF участвовали и другие международные галереи, бывшие в 2018 году в составе Frieze New York. В их числе Skarstedt, Almine Rech и Kamel Mennour. В качестве стимулирующего фактора все называют местоположение TEFAF. «Расположение в Верхнем Ист-Сайде удобно нашим нью-йоркским и зарубежным коллекционерам, не говоря уже о том, что это недалеко от нашей галереи, и мы надеемся, что оно послужит коллекционерам стимулом посетить ярмарку несколько раз», — рассказывает Альмин Реш.

И в самом деле, расположение Frieze New York на острове Рандалс, куда можно добраться только на машине, пароме или на автобусах и метро со множеством пересадок (к чему питают отвращение даже самые закаленные ньюйоркцы), годами было камнем преткновения. Из-за него Frieze New York часто называют «однодневной ярмаркой», поскольку лишь немногие решаются проделать этот путь больше одного раза.

Впрочем, некоторые дилеры по-прежнему считают, что путешествие стоит того. В их числе галерист Шон Келли, который в этом году участвовал и в Frieze, и в TEFAF. «Я готов поддержать любую нью-йоркскую ярмарку. Для такого города, как Нью-Йорк, очень важно разнообразие, оно служит мощным двигателем рынка», — заявляет Келли, добавляя, что, на его взгляд, Frieze — площадка для более молодых художников, поэтому там он представил экспонаты из своей современной программы, а на TEFAF привез подготовленную Лораном Грассо подборку более старого искусства, в том числе рисунок Мане 1867 года.

Однако и Келли признает, что расположение на острове и размещение в шатре играют не на руку Frieze. «Откровенно говоря, за последние несколько лет Frieze не пострадала разве что от нашествия саранчи», — шутит он. И отмечает, что прошлогодняя поломка кондиционеров заставила многих окончательно разочароваться в ярмарке. После того как несколько дилеров пожаловались на то, что температура в шатре (поднимавшаяся, по утверждениям некоторых, выше 30 ºC) негативно отразилась на их продажах, организаторы Frieze предложили экспонентам частичную компенсацию в размере 10%. Канадский дилер Шейн Кэмпбелл даже подал коллективный иск против ярмарки, обвинив ее организаторов в грубой халатности. Сейчас дело рассматривается в судах Нью-Йорка. Собирается ли Frieze переезжать, Келли не знает, но, по утверждению галериста, его не удивило бы такое развитие событий.

Действительно, когда в прошлом году было объявлено о запуске Frieze Los Angeles, многие высказали предположение, что группа Frieze решила отказаться от нью-йоркской ярмарки. Успех ее калифорнийской сестры, впервые состоявшейся в феврале, подкрепил эти подозрения, несмотря на уверения представителя Frieze в том, что планов покидать Нью-Йорк на данный момент у них нет. Участники и посетители Frieze LA хвалили ее центральное расположение на территории киностудии Paramount и сравнительно небольшой размер — 70 стендов, что меньше половины ее нью-йоркской и лондонской версий.

TEFAF New York тоже относительно невелика — 90 стендов. Альмин Реш говорит, что ее «уютный» размер «дает коллекционерам возможность без спешки уделить время произведениям искусства». И в самом деле, почти все галеристы, с которыми мы говорили, назвали небольшой размер важным плюсом TEFAF.

Как заметил один из лондонских дилеров, в этом году в очередной раз участвовавший в Frieze New York, крупные ярмарки вроде Frieze и Art Basel обязаны своим успехом прежде всего тому, что маленькие галереи чувствуют необходимость быть частью крупного «бренда». Однако в целом заметно, что большей популярностью пользуются ярмарки меньшего размера. Шон Келли приводит в пример деятельность Магнуса Ренфрю: «Он делает две бутиковые художественные ярмарки в Тайбэе и Сингапуре с приблизительно 80 участниками. Мы работали на его ярмарке в Тайбэе, и для нас этот опыт был очень удачным — как и на других ярмарках такого размера вроде Art Show от Ассоциации арт-дилеров Америки и вот теперь TEFAF. Это хорошая модель».

Материалы по теме
Просмотры: 2614
Популярные материалы
1
Русский музей открыл грандиозную выставку в честь 125-летия
Выставка посвящена всем тем, кто передал в дар произведения искусства. Среди них русский царь, советский ученый и шоколадный магнат.
29 июля 2020
2
Картины без масла
Выставка в зале графики Третьяковской галереи «Предчувствуя ХХ век. Васнецов, Репин, Серов, Ге, Врубель, Борисов-Мусатов» — попытка выбрать из огромного наследия русских классиков и хрестоматийное, и неизвестное.
29 июля 2020
3
Василий Кузнецов: «Можем принимать произведения хоть из Орсе»
Директор музея «Новый Иерусалим», отмечающего 100-летие, рассказал о его сегодняшней стратегии и тактике.
31 июля 2020
4
Самые древние фрески в Венеции и Венецианской лагуне обнаружены на Торчелло
В базилике Санта-Мария Ассунта на острове Торчелло в ходе реставрации специалисты нашли фрагменты фресок IX–X столетий, заложенных еще в Средневековье.
30 июля 2020
5
Во Франции нашли место, изображенное на последней картине ван Гога
Благодаря старинной открытке установлено точное место, где Винсент ван Гог написал свое последнее произведение «Корни деревьев» всего за несколько часов до самоубийства.
29 июля 2020
6
Небольшой автопортрет Рембрандта установил 16-миллионный рекорд
Это автопортрет художника, появившийся на публичном аукционе впервые за многие годы.
29 июля 2020
7
Турист отломил пальцы у скульптуры Кановы, когда делал селфи
Посетитель музея ухитрился беспрепятственно подойти к гипсовой модели знаменитой мраморной скульптуры Полины Бонапарт из коллекции Галереи Боргезе.
03 августа 2020
8
Умер историк искусства, заново открывший миру футуризм
В возрасте 92 лет ушел из жизни Маурицио Кальвези — последний из больших итальянских историков искусства ХХ века.
29 июля 2020
9
Сенат США: российские миллиардеры действовали на арт-рынке в обход санкций
Американские сенаторы называют торговлю искусством «самой большой легальной нерегулируемой отраслью экономики США» и рекомендуют повысить прозрачность и государственный контроль в этой сфере.
31 июля 2020
10
Теоретик без теории
В новой книге философ Борис Гройс на примере отдельных художников рассказывает об идеологии модернистов, а также об их сегодняшних последователях и антагонистах.
31 июля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru