The Art Newspaper Russia
Поиск

Музей архитектуры собрал русский модерн по кирпичику

В Музее архитектуры им. А.В.Щусева открывается выставка «Эпоха модерна»: эволюция стиля и его многогранность показаны на примере московской школы

В названии «Эпоха модерна» спрятано противоречие: модерн прожил немногим более четверти века, а русский и того меньше. Сложился этот новый стиль у нас в последнем десятилетии XIX века, а умер везде одновременно, и не своей смертью — был убит Первой мировой войной. После массовой бойни мир не мог оставаться прежним — эмоционально сложным, чувственным и отстаивающим индивидуализм. Модерн уступил место куда более жизнеустойчивому новому стилю — модернизму. И все же по новаторству понимания задач архитектуры, по отказу от устоявшихся представлений, по количеству оригинальных решений, по оставленным памятникам и рядовым зданиям можно считать время модерна эпохой.

Выставка в Музее архитектуры им. А.В.Щусева посвящена русскому, преимущественно московскому, модерну. Европейские примеры немногочисленны. Так, прославленный француз Эктор Гимар представлен листами из альбома материалов о «Замке Беранже» в Париже, первой постройке, сделавшей его знаменитым. В альбом вошли фотографии чертежей этого затейливого многоквартирного доходного дома, мало похожего на замок, натурная съемка фасадов и интерьеров, деталей оформления.

Куратор Анна Кистанова считает, что главная задача выставки — просветительская: «Мы прослеживаем эволюцию стиля и отражаем его многогранность на примере московской школы. Музей архитектуры хранит большое собрание предметов эпохи модерна — выставочный ряд сочинен полностью из наших коллекций».

По иронии судьбы экспозиция занимает три этажа главного дома усадьбы Талызиных. Памятник московского классицизма с его строгим ритмичным фасадом, портиком, пилястрами и анфиладами залов является идеологической противоположностью архитектуре модерна. Новый тогда стиль, требовавший отражать современность, а не идеалы прошлого, разрушал сложившееся веками представление о красоте и пользе, отказывался от фасадности и украшательства. Мастера модерна считали, что полезное надо преобразовать в прекрасное, что утилитарные формы могут быть эстетичны. Строгой геометрии они предпочитали природные линии, воспринимали строение как единство внутреннего и внешнего. Новые строительные технологии и материалы позволяли экспериментировать с формами и декором, превращать перекрытия, окна, лестницы и двери в украшения здания. Благодаря разбогатевшему купечеству и предприимчивым застройщикам здания модерна быстро завоевали две российские столицы и по сей день там заметны и любимы горожанами. И не только особняки радуют глаз, но и доходные дома, среди которых архитектурных удач мало, но в новостройках их и вовсе нет.

Сегодня трудно представить, что появление в России модерна было принято без оваций. Одни противники оплакивали старую добрую усадебную Москву, другие сетовали на западные заимствования. Первые постройки модерна были действительно интернациональны. «…В них нет ничего, кроме слепого подражания внешним формам произведений Западной Европы, и зачастую притом непонятых. То видишь вдруг исковерканного Вагнера, то Ритта, то Ольбриха; в металлических решетках то Hort’a, то Ван-де-Вельде…» — возмущался один из критиков, поминая всех европейских новаторов.

Один из лучших примеров московского интернационального модерна — особняк Рябушинского, красивейшее здание Москвы. Имя его автора Федора Шехтеля стало синонимом московского модерна, архитектор менялся вместе со стилем. После интернационального наступило время модерна русского. И здесь Шехтель создал шедевр — Ярославский вокзал. К последнему периоду — рациональному модерну — можно, например, отнести его дом Гальперина на Пятницкой.

Но выставка строится не по периодам, а по типам зданий: особняки, доходные дома, магазины, музеи, банки, театры. В проектной графике и фотографиях представлены работы не только Шехтеля, но и последовательного поклонника Отто Вагнера Иллариона Иванова-Шица, специализировавшегося на доходных домах с готическим акцентом Валентина Дубовского, будущих конструктивистов братьев Весниных. Отдельные разделы посвящены строительным технологиям, материалам и предметам. Показаны кирпичи с клеймами производителей, керамические панно и плиты с орнаментальными рисунками, мебель.

А начинается экспозиция неожиданно: в первом зале стоит макет конструкции купола храма Христа Спасителя Константина Тона. Так называемый русско-византийский стиль собора к модерну отношения не имеет. Но вводный раздел посвящен эклектике и включает в себя разностильные постройки, так что и сам получился эклектичным. Здесь хоть и показаны сами по себе важные для Москвы проекты предшествующего модерну периода, но надо помнить, что архитекторы нового стиля предшественников не продолжали, а отрицали их идеалы.  

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Эпоха модерна
До 8 сентября

Материалы по теме
Просмотры: 6829
Популярные материалы
1
О евреях, юдофобах и юдофилах
На выставке «Найди еврея» людям старшего поколения есть что вспомнить, а молодым — о чем узнать.
23 сентября 2020
2
Новый культурный центр «О» создадут в Вологде
Постоянная экспозиция будет основана на коллекции Германа Титова, а временные выставки планируется делать с участием крупнейших музеев.
21 сентября 2020
3
Полотно Боттичелли продадут на Sotheby’s минимум за $80 млн
Ожидается, что картина, которую в январе выставят на нью-йоркской неделе старых мастеров, станет одним из самых дорогих портретов, когда-либо проданных на аукционе.
24 сентября 2020
4
Реформы по алфавиту
В британском фонде National Trust, поместья которого посещает 28 млн человек в год, назрел конфликт между кураторами и менеджерами.
23 сентября 2020
5
В Музее Людвига решили очистить наследие
В Кельне проходит выставка «Русский авангард: оригинал и подделка».
25 сентября 2020
6
Как опыт предыдущих кризисов помогает предсказывать будущее арт-рынка
Нас всех ждет глубокая рецессия, но самые богатые продолжат покупать Кунса.
23 сентября 2020
7
Скандальный банан Каттелана отправляется в Гуггенхайм
«Для нашего хранилища это не большая нагрузка», — шутит директор музея.
21 сентября 2020
8
Обнаруженная рукопись Поля Гогена открывает тайны художника
Лондонская Галерея Курто приобрела оригинал рукописи с 20 иллюстрациями, написанной художником в полинезийской хижине, и планирует выставить его в следующем году.
23 сентября 2020
9
Андрей Ерофеев: «Уход в лес — это бегство от несвободы, от принуждения»
По поводу открытия проекта галереи JART «ЧА ЩА» на курорте «Пирогово» куратор Андрей Ерофеев рассказал нам о природно-художественном целом выставки, появлении нового искусства и связи с прошлыми арт-фестивалями на берегу Пироговского водохранилища.
22 сентября 2020
10
Audi как патрон современного искусства
Третий год подряд Audi Россия принимала участие в Международной ярмарке современного искусства Cosmoscow и впервые провела конкурс для художников Audi Born-Digital Award. Поддержка культурных инициатив составляет суть стратегии Audi Art Experience.
25 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru