18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

«Три коллекции» по-петербургски

Большая выставка работ исключительно из частных петербургских коллекций открыта в Русском музее

Произведения живописи, графики, скульптура, эскизы к театральным постановкам, прикладное искусство, нумизматика — все это предоставили из своих собраний три петербургские семьи — Палеевых, Березовских, Наумовых. Значительную часть экспозиции составляют работы, ранее практически неизвестные зрителям, а некоторые из них стали открытием и для специалистов.

«Здесь показано лучшее, что есть в каждой из этих коллекций, — сказала на открытии выставки Евгения Петрова, заместитель директора ГРМ. — Уровень всех вещей очень высокий. Есть вещи, равные нашим музейным, есть такие, каких нет даже у нас. Да, мы стараемся регулярно включать предметы из частных коллекций в наши выставки, первая выставка из частных коллекций — “Время собрать” — прошла уже больше десяти лет назад. Любой художник сделал за свою жизнь гораздо больше, чем то, что хранят музеи, и зачастую в частных руках оказываются вещи неожиданные, очень важные для творчества художников. Такие выставки становятся настоящим открытием для всех нас».

Все три представленные в Корпусе Бенуа коллекции — серьезные по масштабу и очень значимые по составу, но разные по истории возникновения и отношению к ним владельцев.

Самая ранняя по времени появления принадлежит семье Палеевых. Собирал ее Илья Исаакович Палеев (1901–1970), профессор Политехнического института. И на сегодняшний день это практически единственная ленинградская-петербургская «профессорская» коллекция, сохранившаяся в неприкосновенности и в неизменном виде. Как рассказал корреспонденту TANR Владимир Палеев, сын собирателя и владелец коллекции, отец начинал в послевоенные годы с художников-передвижников, но довольно скоро переключил свое внимание и интерес на работы членов Союза русских художников, на мастеров «Мира искусства», «Бубнового валета». Вещи попадали в коллекцию из семей художников, со многими из которых Илья Палеев был близко знаком. Многие годы дружбы связывали его с Владимиром Лебедевым, Натаном Альтманом, Робертом Фальком, у которого в Москве Илья Исаакович много раз бывал в гостях. «У него были свои пристрастия, он, например, не любил абстракцию, Кандинского, Малевича, — рассказал Владимир Палеев. — Но собирал Лебедева, Петрова-Водкина, Серебрякову. Я не продолжал это занятие, но и никогда не продавал работы из коллекции отца».

Коллекция Владимира Березовского начала формироваться в 1980–90-х годах. Это собрание новой эпохи — времени открытых границ, отсутствия цензуры, когда в России начали формироваться зачатки арт-рынка. Владимир Березовский — не только собиратель, но и дилер, владелец KGallery. Круг его коллекционерских интересов очень широк, но в нем ярко выражены определенные пристрастия и направления: «Мир искусства», Союз русских художников, мастера ленинградской школы 1920–40-х годов, «группа одиннадцати», ленинградский андеграунд.

Кирилл и Юлия Наумовы — семья молодых коллекционеров, чье собрание сформировалось в последнее десятилетие благодаря приобретениям на аукционах. В отличие от Палеева и Березовского Наумовы представляют в своей коллекции и искусство XIX века, а также миниатюру, гравюру, медали, произведения как российских, так и зарубежных мастеров.

У всех трех коллекций есть заметная общая черта: их действительно можно назвать петербургскими, в них обязательно есть имена, неразрывно связанные с городом, его художественным наследием и атмосферой. У всех собирателей представлен выдающийся русский и советский график Владимир Лебедев, у всех есть работы Кузьмы Петрова-Водкина, Бориса Григорьева. В собрании Палеева представлен великолепный и совершенно неожиданный Натан Альтман — Илья Палеев много лет дружил с художником, и в его собрании есть работы мастера, которые стали открытием даже для Русского музея.

«Надо признаться, что эта выставка была для нас очень непростой, — сказала Евгения Петрова. — Существуют традиции музейных развесок, а здесь было много вещей в своих рамах, висевших в квартирах не так, как их представили бы в музее. Для нас было важно сделать выставку профессионально и сохранить при этом атмосферу квартирных развесок, которая дает представление о жизни вещей в частном доме. Мы решили эту задачу. Но главное, нам удалось добавить в общую картину истории российского искусства недостающие и очень важные для полноты ее восприятия детали».

ГРМ, Корпус Бенуа
«Три коллекции», до 10 июня

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+