18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Эрмитаж отреставрировал астрономические часы XVI века

Они были изготовлены немецкими мастерами по заказу императора Священной Римской империи Рудольфа II для Ивана Грозного

Изготовленные немецкими мастерами Георгом Роллем и Иоганном Рейнгольдом в 1584 году, эти астрономические часы являются, по мнению специалистов, одним из самых сложных устройств XVI века. Многие годы часы хранились в Государственном Эрмитаже в нерабочем состоянии, поскольку были утеряны важные детали внешнего оформления. После реставрации механизм приобрел первоначальный облик.

Представляя экспонат, директор музея Михаил Пиотровский заметил, что у новейших технологий есть предшественники, которые хранятся в Эрмитаже. Это и разнообразные часы, и другая историческая механика. «Все эти механизмы — тот же самый искусственный интеллект своего времени», — сказал Пиотровский.

Часы-глобус покрыты позолотой, их высота 50 см, диаметр 31 см. Они были изготовлены немецкими мастерами по заказу императора Священной Римской империи Рудольфа II как особо ценный дипломатический подарок. Всего было сделано шесть таких механизмов; два император оставил себе, остальные подарил некоторым правителям, в том числе Ивану Грозному. Но к тому моменту, когда часы прибыли в Россию, Иван Грозный уже скончался, и подарок достался Федору Иоанновичу. Долгое время прибор находился в собрании Кремля, позже попал в Эрмитаж.

Процесс реставрации уникальных часов-глобуса проходил в несколько этапов. Как рассказал Михаил Гурьев, заведующий лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов Эрмитажа, первый этап закончился к 2015 году, когда реставраторы завершили восстановление внутреннего часового механизма. Он неплохо сохранился для своего почтенного возраста, потому что всю жизнь находился внутри часов.

На втором этапе реставраторам предстояло восстановить внешний облик часов, которые утратили ключевые внешние элементы, ради которых они и создавались, — отсутствовали Луна и Солнце, движущиеся по небесной сфере. Специалисты Эрмитажа съездили в Дрезден и Лондон, чтобы осмотреть сохранившиеся глобусы, братья-близнецы. Они сняли размеры и по ним восстановили то, что было утрачено: технические элементы и часть декоративных, чтобы максимально приблизиться к авторскому образу. В ходе реставрации специалисты задались вопросом: а зачем был сделан глобус? На этот вопрос ни российские реставраторы, ни их иностранные коллеги не могли ответить однозначно.

«Тогда мы решили обратиться к фигуре заказчика — императора Священной Римской империи Рудольфа II, — рассказал Михаил Гурьев. — Император не интересовался политикой или экономикой, зато собрал у себя в Пражском дворце 5,5 тыс. скульптур и картин. Он заплатил 1,2 тыс. талеров за один глобус, в то время как годовой доход дворянина составлял примерно 120 талеров. Это именно его представляли на балу у Воланда в романе Булгакова „Мастер и Маргарита„: „Королева, секунду внимания: император Рудольф, чародей и алхимик“. Он интересовался некромантией, алхимией, астрологией. А для задач некромантии и алхимии нужно было знать точное положение планет в конкретный момент действия, чтобы начинать свои занятия при определенном положении светил».

Часы были отреставрированы при финансовой поддержке компании Samsung, с которой у Эрмитажа сложились многолетние партнерские отношения. В ближайшее время уникальный механизм займет место в постоянной экспозиции музея. Часы будут демонстрироваться в разобранном состоянии, чтобы посетители могли оценить красоту и совершенство работы мастеров XVI века.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+