18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Подлинная цена джентльменства

№71
Материал из газеты

Опубликованные уже после смерти Всеволода Петрова воспоминания о Николае Пунине, Данииле Хармсе и Николае Тырсе показали его ценным мемуаристом

Впоследние годы происходит справедливое и полноценное возвращение в культуру имени ленинградского «офицера и джентльмена» Всеволода Петрова. Родился он в 1912 году в весьма почтенной семье: дед был генералом, инженером и членом Государственного совета, отец — одним из основателей российской онкологии. В 1929-м младший Петров стал экстерном исторического отделения факультета языкознания и материальной культуры Ленинградского университета. Студентом третьего курса поступил на службу в художественный отдел Русского музея, работал под руководством Николая Пунина. В годы войны был в действующей армии, в различных тыловых частях. А в 1949-м, в период борьбы с космополитизмом, Петрова уволили из музея, так что пришлось ему стать искусствоведом-литератором. За 30 лет он подготовил научные и популярные монографии о Карле Брюллове, Викторе и Юрии Васнецовых, Петре Клодте, Михаиле Козловском, Владимире Лебедеве, Кузьме Петрове-Водкине, объединении «Мир искусства», а также ряд статей для многотомной «Истории русского искусства». Вместе с другом Геннадием Гором они написали биографии Василия Перова, Василия Сурикова и Павла Федотова для детей. Скончался Всеволод Петров в 1978 году в Ленинграде.

И уже посмертно он оказался ценным мемуаристом, когда начали публиковать его воспоминания о Михаиле Кузмине, Николае Пунине, Николае Тырсе, Данииле Хармсе и других. А в 2006 году, после журнального издания его повести «Турдейская Манон Леско», выяснилось, что Петров был талантливым писателем. В 2017-м московская «Галеев-галерея» выпустила том его рассказов, дневников и стихов — и автор перешел из разделов чужих библиографий в статус скромной, но неугасимой звезды.

На недавней выставке и в ее каталоге Всеволод Петров выступает в роли Солнца, вокруг которого вращаются планеты — художники и литераторы. Тут калейдоскоп маленьких чудес и открытий. Иконографию заглавного героя — фотографии из семейного архива, портреты Мариам Асламазян, Татьяны Глебовой, Алисы Порет, Алексея Успенского, Татьяны Шишмаревой — сопровождают редкие автопортреты и портреты Анны Ахматовой, Александра Введенского, Ольги Гильдебрандт, Эриха Голлербаха, Михаила Кузмина, Дмитрия Митрохина… Есть и впервые публикуемые фотографии жен, возлюбленных и родственников ленинградских талантов. На свет выходят неизвестные стихи Лидии Аверьяновой и воспоминания Николая Лапшина, переписка Петрова с Ахматовой, Львом Гумилевым, Мариной Малич и даже с Турдейской Манон! Надеюсь, читатели оценят этого скромного художественного идеолога, доброжелательного мемуариста, подлинного аристократа (как известно, настоящий аристократ — это демократ), ревностного любовника. Каталог расскажет и о скандале Гумилева с Петровым, о судьбах ряда ленинградских художников, о спасении драматической музы героя — Екатерины Лившиц. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+