18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Современное искусство добралось до Узбекистана

В Ташкенте открывается Центр современного искусства — первый и пока единственный в постсоветской республике

После распада СССР устройство суверенной жизни в бывших союзных республиках происходило очень по-разному, но почти везде в той или иной мере на вооружение брались элементы западной общественной модели. Один из таких элементов — центры современного искусства, созданные под эгидой государства. Успех подобного предприятия зависит от многих местных факторов, но искушение мало кого миновало. Сейчас о создании такого рода институции объявлено в столице Узбекистана.

Проект курирует Гаянэ Умерова, заместитель исполнительного директора Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан. По ее словам, перед организаторами стоит задача создать культурную институцию нового для этой страны типа. «Мы изначально ориентируемся на междисциплинарность, в рамках которой планируем объединить практики в области современного искусства, кино, образовательные инициативы, экспериментальные театральные постановки и современную хореографию с новыми для нас институциональными формами: лабораторией мультимедиа, арт-резиденцией и детскими воркшопами, которые заложат основу нашего ориентированного в будущее развития», — говорит она.

Во всем мире для показа современного искусства нередко используют старые постройки индустриального назначения, и в Ташкенте выбрали похожий сценарий. Здешний ЦСИ расположится в здании бывшей дизельной электростанции, которая была возведена в 1912 году по проекту архитектора Вильгельма Гейнцельмана и снабжала электричеством первую в городе трамвайную линию. До недавнего времени это пространство занимала местная энергетическая компания, а в 2018-м оно было передано в ведение Министерства культуры.

Реконструкция здания идет поэтапно, полное завершение всех работ намечено на 2020 год. Однако уже нынешней весной новый очаг культуры начинает функционировать. Премьерной станет персональная выставка режиссера и видеохудожника Саодат Исмаиловой «Световой холм» (13 апреля — 1 июня). За плечами у этого автора немалый опыт присутствия на международной арт-сцене. Исмаилова работает в Европе, но родину не забывает ни в творчестве (ее произведения часто базируются на национальных сюжетах и темах), ни в своей публичной стратегии. В частности, на 55-й Венецианской биеннале она была участницей павильона Центральной Азии, где представляла видеопоэму «Зухра».

Эта же работа будет показана на выставке в Ташкенте — наряду с другими произведениями художницы, созданными за последние пять лет. Все они так или иначе интерпретируют тюркскую мифологию и присущие ей архетипы. Куратором «Светового холма» выступает Андреа Лиссони, сотрудник лондонского музея Тейт Модерн, который полностью разделяет пиетет автора перед древней культурой региона. Кстати, сходными трактовками пронизан и спектакль «Сорок девушек» в постановке Саодат Исмаиловой, который обещают показать на сцене Государственного академического Большого театра Узбекистана им. Алишера Навои 16 и 17 апреля.

Памятуя о междисциплинарности и интерактивности, заявленных в качестве основы для деятельности нового центра, устроители выставки намерены сопроводить ее обширной сопутствующей программой. Она будет выдержана в духе сегодняшних стандартов: лекции, дискуссии, детские мастер-классы. Анонсирован и небольшой кинофестиваль, составленный из фильмов о современном искусстве. Из названия Garage Screen Film Festival нетрудно сделать вывод об участии в этой культурной программе московского музея «Гараж». Партнерские связи двух институций, скорее всего, будут иметь продолжение.

Материалы по теме:
Устойчивый мираж
Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+