18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Art Basel в Гонконге: ярмарка энергии

Место силы, сосредоточение смыслов, бешеной энергетики и головокружительных ритмов — Наталья Поленова рассказала о своих впечатлениях от азиатской ярмарки современного искусства

Кажется, не мое дело — рассуждать о современном искусстве. Я в нем мало что понимаю. Очевидно, это удел маститых кураторов, опытных галеристов, просвещенных интеллектуалов. Знания их глубоки, опыт их многогранен. Однако, честно сказать, мне и не хочется говорить об этом достаточно эфемерном явлении, влиянии его на умы и души, истоках его создания… Я — его потребитель, благодарный и восприимчивый. Оно является мне в разных ипостасях, оставляя заметный след в сознании. Но есть одно место в мире, где его сгущение достигает апогея, сметая, кажется, все на своем пути, проводя ревизию всего предшествующего. Место силы, сосредоточение смыслов, бешеной энергетики и головокружительных ритмов — арт-перекресток Востока и Запада, ярмарка Art Basel в Гонконге (прошла с 19 по 21 марта).

Справка

Наталья Поленова 

Директор Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д.Поленова, эксперт по русской живописи конца XIX — начала XX века, специалист по французской культуре, член Международного совета музеев (ИКОМ России). Правнучка художников Василия Поленова и Елены Поленовой.

Еще…

Всем нам известны три Art Basel: буржуазная и размеренная швейцарская; яркая и потребительская, рассчитанная на вкусы двух Америк майамская; и наконец, сногсшибательная азиатская, проходящая в маленьком городе-автономии Гонконге. Там, где влажность воздуха достигает чуть ли не 100%, где с многоэтажных развилок дорог видна человеческая жизнь на уровне шестого-седьмого этажей, а внизу, между длинными и узкими небоскребами, копошатся герои фильмов Вонг Карвая вперемешку с авантюрно настроенными экспатами. Жизнь в Гонконге завораживает: снующие по бухте разнородные суда, над которыми летают вертолеты; пересекающий город эскалатор; длинные пешеходные переходы-улицы, то ныряющие в чрево торговых центров, то выводящие тебя, обезумевшего от шума и жары, вновь на высоту нескольких десятков метров над многополосными магистралями. В выходной день люди на набережной поют караоке через каждые 20 метров; группы женщин раскинули гигантские палаточные лагеря на площади и в парке — они перекусывают и азартно играют в карты; молодые общительные европейцы бурно знакомятся в барах на Голливуд-роуд с местным населением для совместного времяпрепровождения. 

«Сейчас сюда слетается весь мир. Сама увидишь», — говорю я своей дочке на набережной бухты Виктория, глядя на серого мертвого резинового, похожего на Микки-Мауса, героя Брайана Доннелли. Она презрительно кривится: начиная с подросткового возраста все мои слова воспринимаются ею либо за глупость, либо за ироничную провокацию. Однако уже через два дня я вижу, что нереальная атмосфера ярмарки действует на нее безотказно. Ее невозможно вытащить с перформансов в галереях на Педдер-стрит: она немедленно хочет вся вымазаться краской, сфотографироваться с рассыпанными апельсинами — одним словом, по возможности стать частью происходящего. Она восторженно шепчет мне имена проходящих мимо профессионалов, про которых читала в журналах Artforum или Beaux-Arts. «Что же ты не напечатала визиток? Вот — раздала бы», — тут же практично замечаю я. Моя идея ее реально шокирует: она не считает, что это прилично — вроде бы и сказать-то про себя пока нечего.

На самом деле, конечно, в мире много ярких арт-событий. К примеру, Frieze. Или Armory Show. Ну или, само собой, Венецианская биеннале. Или вот TEFAF в Маастрихте. Там, даже если ты прибрел пешком и в опорках, попав под каскад белых орхидей и проходя мимо тележек с шампанским и трюфелями, невольно чувствуешь себя обладателем частного джета с креслами из карельской березы, прилетевшим лениво поторговаться за небольшого, но очаровательного Пьеро делла Франческа или демократичного Джакометти. Буржуазные пары с достоинством проходят мимо, обдавая снобизмом и запахом дорогих духов. В уголке за пластиковыми столами можно отведать устриц по тройной цене. Денег нет, не было и не будет, но ты вдруг ощущаешь себя богачом — ведь в кармане прайс-лист, например, галереи Didier Aaron.

Ярмарка Art Basel Hong Kong, кажется, совсем не об этом. Хотя, что уж душой кривить, она и про деньги тоже. Но другие, за другое и о другом. Art Basel в Гонконге — про творческий драйв, энергию, жажду жизни, про молодость, безумие и сопутствующую им креативность. Пара состоятельных коллекционеров (он американец, она бельгийка) с лучащимися от восторга глазами, не сомневаясь, участвуют в ярком травести-перформансе на грани фола в Центре текстиля и дизайна. В идентичных нарядах они выглядят молодо и свежо — оба вне себя от удовольствия и демонстрируют симпатичные фото. Через час после открытия выставки со стенда галереи White Cube выносят большую оригинальную работу Трейси Эмин — ее приобрел крупный коллекционер и арт-дилер, славящийся своим рафинированным вкусом, а главное, непревзойденной художественной интуицией. В большом кинотеатре идет просмотр двухчасового авторского кино Miraculous Trajectories. Высококлассный монтаж уникальных съемок в павильоне, в горах, на большой воде сопровождается живым саундтреком присутствующего здесь же композитора — он постоянно повышает звук, заставляя его резонировать где-то в районе солнечного сплетения. Аудитория оглушена, никто не уходит.

Еще недавно Art Basel Hong Kong не была столь структурирована: основные пространства занимали местные силы, западные же были представлены по принципу «кто доехал, тому и рады». Сегодня общая картина резко поменялась. Азия стала, как никогда, популярна, а следовательно, перспективна. На ярмарку прибыли самые крупные западные галереи, тяжеловесы, несколько оттеснив местных, зато заставив их сделать жесткий выбор в сторону самых лучших, самых значимых. Галерей, которые скрупулезно подходят к отбору материала, вплоть до создания на стендах по-настоящему музейных экспозиций, к примеру ретроспектив Эгона Шиле (лондонская галерея Richard Nagy) или У Даюя (тайваньская галерея Lin & Lin). Ярмарочный размах совсем не мешает научной музеографии. В этом смысле дальше всех идет туринская галерея Mazzoleni с коллекцией Шагала, Пикассо, Де Кирико, Уорхола и Вессельмана. Ее экспозиция, посвященная музам творцов, может составить честь любому мировому музею. Ну и, конечно, значительную роль в повышении престижа Art Basel Hong Kong сыграл приход сюда одного из главных гигантов арт-рынка — аукционного дома Sotheby’s. Его присутствие, его приватные торги, занимающие целый этаж огромного экспоцентра, — логичное продолжение ярмарки. Импрессионисты, актуальное азиатское и европейское современное искусство — все максимально доступно, как в музейном, так и в рыночном смысле.

На третий день все билеты проданы, в очереди на вход в экспоцентр можно провести все утро — начиная с рассвета. На выставке — толпы оживленной молодежи: все веселы, концептуально одеты, все отлично понимают, зачем и куда пришли. Это не хипстеры, нет. Может быть, студенты арт-вузов? Любопытствующие горожане? Скорее всего, это просто люди. Возможно, слабо разбирающиеся в высоких смыслах современного искусства, но зато остро чувствующие, что именно сейчас, в эту неделю, их страна становится мощным центром общемирового процесса создания и созидания чего-то нового, способного воздействовать не только на наше маленькое человеческое сознание, но и — шире — на цивилизацию в целом.

Под силу ли это современному искусству? Думается, да, ведь пока все же удавалось. И именно в Гонконге это чувствуется, как нигде.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+