18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Многоуважаемый шкаф и прочая неоготика «Версаля на Зацепе»

№72
Материал из газеты

Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина весной планирует показать отреставрированные интерьеры парадного вестибюля и воссозданный объем зимнего сада

Во время Великой Отечественной войны в здании музея разместили зенитную часть, поскольку его окна выходили на стратегический объект — Павелецкий вокзал. Когда немцы бомбили вокзал, доставалось и музею. «На чердаке в южной части здания, выходящей на Садовое кольцо, обнаружены следы пожара, так что наш музей тогда уцелел каким-то чудом», — рассказывает Ирина Смирнова, архитектор и заместитель генерального директора музея по развитию. Удивительно, но после победы особняк как следует не отреставрировали. «Утраты витражей в парадном вестибюле, выбитых ударной волной от взрывов во время войны, мы восполняем только сейчас. По сути, это первая научная реставрация здания за 125 лет», — добавляет Смирнова.

Самая красивая часть интерьеров музея — парадный вход и вестибюль с лестницей. Лишь здесь сохранилось подлинное декоративное оформление в стиле модерн. В первом тамбуре центрального входа отреставрированы дверные полотна и метлахская плитка на полу, восстановлена колеровка стен и стрельчатого свода. В самом вестибюле дополнены в правильных оттенках гигантские витражные окна, расчищена настенная и потолочная живопись. Верхняя площадка парадного вестибюля, стены которого обиты штофом, тоже предстанет в первозданной красе: здесь будет воссоздано утраченное кованое ограждение лестницы. Увы, заказывать реплики старинных светильников для музея дорого, да и советские люстры, когда-то подаренные столичным метрополитеном, прижились в историческом интерьере.

Работы коснулись и северо-восточного угла особняка. Архитектор Карл Гиппиус изначально устроил здесь белокаменную открытую лестницу в итальянском стиле, плавно спускавшуюся в сад. Затем Бахрушины поняли, что в нашем климате это бессмысленная роскошь. Сотрудник мастерской Федора Шехтеля Илья Бондаренко спроектировал на этом месте застекленный зимний сад, использовав лестницу в качестве основания. Новое помещение увенчивалось пирамидой со стеклянной кровлей. Эта конструкция рухнула во время Великой Отечественной — и вот наконец будет восстановлена в соответствии с найденной исторической фотографией 1910-х годов. Жена Алексея Бахрушина запечатлела на ней сына, катающегося со снежной горки; на заднем плане отчетливо просматривается шатер зимнего сада. 

«Теперь в нашем музее появится еще одно большое выставочное пространство, — говорит генеральный директор Дмитрий Родионов. — Мы организуем в нем экспозицию бюстов деятелей театра, а также поставим диванчики, создав зону рекреации. Сейчас мы работаем с историками ландшафтного дизайна и комнатного цветоводства, которые на основе старинных фотографий и архивных данных помогают нам подобрать именно те растения, которые были модными в эпоху модерна и могли украшать русский зимний сад 1900–1910-х годов». В 2015 году в цокольном этаже был открыт восстановленный по исторической фотографии нижний кабинет Бахрушина, куда вернулись родные мебель и картины. Ныне подошла очередь парадного вестибюля, граненой столовой и кабинета, расположенных на основном этаже. 

Граненая столовая с витражными окнами, выходящими на восток, к сожалению, полностью утратила прежнюю отделку, поэтому для придания ей исторического облика использованы реплики печатных обоев с изображением чертополоха, тканых фризов с растительным орнаментом, воссозданных по фотографиям, как и кессонированный потолок. 

В историческую столовую вернутся два знаменитых резных неоготических буфета, реставрация которых выполнялась впервые за все время их бытования. Чудом обнаружился и еще один подлинный бахрушинский шкаф, заказанный хозяином по рисункам Николая Султанова в Абрамцевских мастерских. Оказалось, он стоит в Российской государственной библиотеке искусств на Большой Дмитровке, где используется для хранения книг. Музей мечтает вернуть этот мемориальный шкаф на исконное место. 

Кроме того, к концу подошла реставрация фасадов, которая длилась несколько последних лет и оказалась весьма непростой из-за воздействия агрессивной среды Садового кольца. Восстановить первоначальный облик особняка оказалось сложно: изначально силуэт здания диктовали многочисленные каминные трубы, но в советское время все эти камины были снесены.
Следующий этап реставрации, включающий объем служебной лестницы, помещение бывшей буфетной и коридор цокольного этажа, музей предполагает закончить к осени, когда он будет праздновать свое 125-летие. 

Справка

«Версаль на Зацепе» до и после революции

Здание Театрального музея — особняк его основателя, купца Алексея Бахрушина (1865—1929), усадьба которого с садом и фонтаном занимала большую часть квартала, поражая москвичей своей красотой. Дом в стиле английской псевдоготики был построен в 1896 году по проекту Карла Гиппиуса. В последующие годы Бахрушин его видоизменял, приспосабливая под нужды семьи, а также для показа своей частной коллекции, позже превращенной им в открытый публичный музей. В 1941 году здание хотели снести при расширении Садового кольца и построить на его месте большой дом в стиле сталинский ампир, но этим планам помешала война. В ходе бомбардировок Москвы особняк пострадал, однако намного более значительные утраты он понес в послевоенные годы, когда по разным соображениям были почти полностью уничтожены его уникальные интерьеры.

Еще…
Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+