18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Чем удивляет новый Национальный музей Катара

В музее, построенном по проекту Жана Нувеля в Дохе, будет 11 иммерсивных галерей и специально созданная для него работа Ай Вэйвэя

Новый Национальный музей Катара, как говорит Карен Экселл, ученый из Великобритании, работающая консультантом проекта на протяжении последних четырех лет, «абсолютно не похож на то, как люди обычно представляют себе исторический музей». Долгожданный музей в Дохе открыл свои двери 28 марта.

В отличие от большинства западных музейных коллекций, развивающихся медленно, собрание музея в Дохе стремительно сложилось менее чем за десятилетие. Автором проекта музейного здания, стоимость которого не разглашается, стал французский архитектор Жан Нувель. Национальный музей войдет в число самых больших музеев мира: его площадь составляет около 40 тыс. кв. м, что сопоставимо с размером Музеев Ватикана.

В экспозицию, созданную на основе консультаций как с местными, так и с зарубежными экспертами, вошли экспонаты из области естественной истории и археологические находки, собранные в ходе полевых исследований. Но материальные объекты, по свидетельству Экселл, «лишь одна из составляющих многослойного нарратива, использующего также изображения, видео, звуки, тактильные элементы и запахи». Одиннадцать иммерсивных галерей рассказывают историю страны от времени формирования Катарского полуострова до сегодняшнего дня.

Включает экспозиция и вопрос о все еще не разрешившемся дипломатическом кризисе, возникшем в 2017 году, когда Бахрейн, Египет, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия разорвали отношения с Катаром. «Катар никогда не уходил от разговора о блокаде; это часть современной истории страны, изменившая ситуацию в регионе в целом», — подчеркивает Экселл.

В число художников и кинематографистов, которые оживили историю Катара в своих произведениях, созданных для музея по специальному заказу, вошел китаец Ай Вэйвэй. Его скульптурную инсталляцию «Жемчужный фонтан» не успели подготовить и доставить в Катар к открытию, но представители музея обещают, что публика сможет увидеть ее в ближайшее время. Она посвящена катастрофическому упадку жемчужного промысла с 1913 по 1939 год. В январе 1940-го в городе Духан на западном берегу полуострова обнаружили нефть, превратившую крошечное государство Персидского залива в одну из богатейших стран мира.

На изогнутые стены нового здания будут проецировать короткометражные фильмы, в том числе черно-белое видео мавританца Абдеррахмана Сиссако о жизни бедуинов, кочующих по пустыне, и медитативное исследование археологических памятников Катара и предметов, найденных в ходе раскопок на его территории, от иракского фотографа Джананн аль-Ани.

На состоявшейся в минувшем декабре пресс-конференции самым ценным экспонатом представители музея назвали отреставрированный дворец шейха Абдуллы. В нем Национальный музей размещался в течение 30 лет, с 1975 года. Дворец, вписанный Нувелем в новое здание, стал кульминационной точкой маршрута по музею.

Данных о том, как продвигается подготовка других крупных музеев, которые должны открыться в Дохе, пока что немного. По словам представительницы Музеев Катара, еще не утверждены даты открытия Музея ориентализма от Herzog & de Meuron и выставочного пространства площадью 80 тыс. кв. м Art Mill («Мельница искусства»), строящегося на берегу залива по проекту бюро Алехандро Аравены Elemental. Ожидается, что ключевые культурные проекты будут завершены к 2022 году, когда в Катаре пройдет финальная часть чемпионата мира по футболу.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+