18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Золото инков привезли в Петербург

На выставке в Российском этнографическом музее показывают около сотни экспонатов из частного музея «Золото Перу»

Выставка «Золото империи инков. Бог. Власть. Вечность. 2000 лет великой цивилизации» приурочена к 50-летию установления дипломатических отношений с Перу и посвящена истории и культуре цивилизаций, существовавших на территории этого латиноамериканского государства до прихода испанских завоевателей в XVI веке.

Всего в парадном Мраморном зале представлено 86 предметов, датируемых периодом с V века до н.э. по первую треть XVI века н.э. Это экспонаты из частного музея «Золото Перу», созданного в Лиме известным перуанским бизнесменом и общественным деятелем Мигелем Мухикой Гальо. Деятельностью музея управляет Фонд имени Гальо, который возглавляют его внучки. Всего коллекция музея «Золото Перу» насчитывает около 7 тыс. экспонатов, из них более 1,5 тыс. — изделия из золота, созданные ювелирами древних цивилизаций, остальные — предметы из других металлов, камня, дерева, керамика. Москвичи в 2013 году могли видеть часть собрания этого музея на выставке «1000 лет золота инков» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.

В Петербурге подобной выставки перуанских предметов до сих пор не было. Здесь проходили показы культур ацтеков и майя, а южноамериканские цивилизации демонстрируются впервые. Но словосочетание «золото инков» в названии выставки — это скорее маркетинговый ход, чем отражение реального содержания. По словам самого авторитетного петербургского археолога и этнографа, специалиста по перуанским цивилизациям Юрия Березкина, на выставке представлены в основном доинкские культуры. К собственно культуре инков относится единственный экспонат — серебряный сосуд в форме головы ламы. Остальные предметы дают представление обо всем разнообразии культур и цивилизаций, существовавших на территории современного Перу в древности.

Как рассказал Юрий Березкин, первое золото появляется здесь в Х веке до н.э., когда в Древней Греции уже закончилась Троянская война. «Но эта цивилизация намного древнее, — считает историк и этнограф. — Первые цивилизации — с городами, храмами — возникли в Перу почти за 15 тыс. лет до н.э. И, на мой взгляд, ни с одной цивилизацией мы, европейцы, не разошлись так далеко, как с перуанской, даже ацтеки нам гораздо ближе и понятнее. Именно поэтому эта культура так интересна».

В специально сделанных для выставки витринах находятся предметы, найденные археологами главным образом при раскопках захоронений. Потому что на протяжении почти пяти веков после открытия Америки Колумбом испанцы, а за ними и другие любители наживы нещадно грабили эти земли, и практически все золото, находившееся на поверхности, было вывезено в Европу и по большей части переплавлено. 

На выставке в Петербурге можно увидеть многочисленные предметы, которыми украшали умерших, отправлявшихся в последний путь. Это золотые маски, украшения для носа, ушей, нагрудные пекторали. Тут же — ритуальные ножи, музыкальные инструменты, керамические сосуды. «Здесь показаны, по возможности, самые лучшие вещи, — считает Юрий Березкин. — Перуанская культура настолько богата и разнообразна, что представить ее на одной выставке невозможно. Это все равно, как если бы попытаться представить на одной выставке культуру Европы или России».

Сейчас в Перу ведутся интенсивные археологические исследования, но до сих пор раскопано и изучено не более 20% историко-культурных памятников. Между тем в музеях и частных коллекциях Европы и США находится немало перуанских сокровищ доколумбовой эпохи. На вопрос корреспондента TANR, не собирается ли Перу по примеру некоторых государств Африки и Азии требовать возвращения на родину своего национального достояния, археолог, специалист по древней перуанской культуре Патрисия Арана ответила, что правительство ее страны как раз разрабатывает программу их возращения на родную землю.

В российских музеях древних перуанских предметов крайне мало. В ГМИИ им. Пушкина есть коллекция керамики культуры моче, но сейчас в постоянной экспозиции она не представлена. Несколько предметов доколумбовой эпохи из Перу есть в Кунсткамере, в Эрмитаже. Мумия девочки из Перу хранится в коллекции Этнографического музея Казанского университета. Но в целом перуанская история остается для нашего зрителя загадкой. Именно поэтому руководство Российского этнографического музея решило увеличить сроки выставки — она продлится до 1 августа — и изменить график экспонирования (выставка открыта до 20:00).

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+