The Art Newspaper Russia
Поиск

Люсьен Фрейд без оговорок

Двухтомник из 500 безупречных по качеству репродукций работ Люсьена Фрейда стал наиболее репрезентативным обзором его художественного наследия

Со времени смерти художника в 2011 году вышел целый ряд книг о нем. Но в нынешнем огромном двухтомнике впервые подводится итог всего многолетнего творчества Люсьена Фрейда. Хотя издание не является каталогом-резоне, оно представляет собой безукоризненное исследование и всеобъемлющий обзор почти полутысячи картин, рисунков, гравюр и личных писем художника. Для этого альбома многие произведения были сфотографированы заново — в результате в нем представлены репродукции высочайшего качества.

Издание стало результатом сотрудничества двух ближайших соратников Фрейда — Дэвида Доусона и Мартина Гейфорда. Первый долгое время был помощником художника в мастерской, часто служил ему моделью и был его близким другом, сегодня он директор архива Люсьена Фрейда. Со вторым дружба завязалась в ходе многочисленных сеансов позирования для портрета «Мужчина в голубом шарфе» (2003–2005), о чем Гейфорд рассказывает в своей книге, выпущенной в 2010 году. 

Несомненно, их близость к Фрейду повлияла на отбор и воспроизведение работ. Не придерживаясь строгой хронологии, они подобрали вещи из каждого десятилетия творческой жизни Фрейда и разместили их так, чтобы отразить метод художника и ритмы его произведений. Например, несколько картин с изображением одного и того же человека иногда сгруппированы вместе, чтобы показать, как развивались подчас напряженные взаимоотношения художника и его моделей. Рисунки представлены не просто как подготовительные эскизы, а расположены с учетом продуманной последовательности, как полноправные работы. Таким же образом в книге демонстрируются и гравюры — в соответствии с их законченностью; они часто выполнялись уже после создания портретов, когда Фрейд чувствовал, что достаточно хорошо знает лицо модели. 

Гейфорд написал пространный вступительный очерк и серию кратких текстов, дающих представление о профессиональной жизни Фрейда — из десятилетия в десятилетие. В основу очерка лег факт личного знакомства автора с художником. Гейфорд часто вспоминает беседы с героем книги, отчего его психологический портрет становится более глубоким и подробным.

Гейфорд говорит о всепоглощающем интересе Фрейда к «правде», которую он противопоставляет идеалистическому понятию «прекрасного» и которая, на его взгляд, коренится в бескомпромиссном, но крайне персонализированном восприятии реальности. При этом он раскрывает явные противоречия в «реализме» Фрейда и детально исследует успех его «идиоматики, считавшейся старомодной», — успех, который «по-прежнему не совсем понятен», как полагает автор. И еще он пытается объяснить, как Фрейд выходит за пределы простой фиксации визуальных фактов, развивая мастерство обостренного изображения и во многом полагаясь на свой сенсорный и эмоциональный опыт. 

В очерке кратко рассказывается о воздействии на Фрейда некоторых художников, в частности Фрэнсиса Бэкона, оказавшего «решающее влияние на то, как пользоваться красками», Бальтюса с его «странной эротикой» и Джакометти, чей сизифов труд — достижение невозможной цели создать «подлинную картину человека» — был близок Фрейду, отождествлявшему себя с ним.

К удачам книги относится публикация ряда работ, которые, находясь в собственности частных лиц, редко или вообще никогда не демонстрировались на публике. А еще в нее включено большое число малоизученных ранних работ. В свое время они не принесли славы автору, но многие из них прекрасны сами по себе, их сюжеты зачастую фантастичны и граничат с сюрреализмом.

Хотя приобрести двухтомник с лучшими на сегодня репродукциями может позволить себе далеко не каждый, все же нет сомнений, что со временем он станет настольной книгой для всех, кто по-настоящему увлечен творчеством этого художника. 

Материалы по теме
Просмотры: 4676
Популярные материалы
1
Погиб Михаил Абрамов, основатель Музея русской иконы
Меценат разбился при крушении вертолета около греческого острова Порос.
21 августа 2019
2
Тайны «Мадонны в скалах» Леонардо да Винчи раскроют на выставке в Лондоне
Исследование картины из собрания Национальной галереи показало, что в первом варианте композиции младенец Иисус и ангел находились выше.
16 августа 2019
3
Министерство культуры рекомендует «Промсвязьбанку» сохранить коллекцию ИРРИ неделимой
Судьба частного музея остается под вопросом, однако Минкультуры РФ рассчитывает, что «Промсвязьбанк» в случае получения коллекции ИРРИ в счет погашения многомиллиардных долгов прежних владельцев сохранит институцию.
20 августа 2019
4
Барселона, Лондон и Рим под одним куполом
«Остров мечты» в Нагатинской пойме, открытие которого запланировано на конец года, станет первым всесезонным парком развлечений в Москве. Он будет самым большим в Европе и Азии.
19 августа 2019
5
Классический выбор гения вкуса
Итальянская миссия архитектора Николая Львова — звезды эпохи Просвещения, построившего Приорат в Гатчине, пирамиды в усадьбах, церкви в виде кулича и пасхи.
16 августа 2019
6
В Стеделейк-музее показывают выставку «Гибридная скульптура»
На ней объединились работы Изы Генцкен, Джеффа Кунса, Томаса Хиршхорна и других художников.
15 августа 2019
7
В Музее Гуггенхайма изучают уличное искусство и протест начала 1980-х
Выставка состоит из двух десятков произведений Жан-Мишеля Баскиа и его современников, которые почти незаметно стали историей.
15 августа 2019
8
Выставка фонда IN ARTIBUS приехала в Новосибирск
Проект «Под одним небом» объединил произведения французских и русских художников XIX–XX веков.
16 августа 2019
9
Работы Мартина Киппенбергера и Марии Лассниг встретились в Мюнхене
Произведения художников проводят тотальный Body Check в Городской галерее в доме Ленбаха.
15 августа 2019
10
Екатерина II едет в Царицыно
В музее-заповеднике «Царицыно» открывается выставка, где можно будет увидеть портрет Екатерины II работы Дмитрия Левицкого, отреставрированный при поддержке Corinthia Hotels.
15 августа 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru