The Art Newspaper Russia
Поиск

Медленный взгляд на картины Пьера Боннара

Тейт Модерн предлагает по-новому взглянуть на творчество классика

Время в живописи Пьера Боннара (1867–1947) обладает особым качеством. Известный английский писатель-постмодернист, эссеист и литературный критик Джулиан Барнс как-то подметил, что домашние сценки художника словно «в замедленном темпе протекают перед обедом или во время послеобеденного отдыха». Марта, жена художника, прожившая с Боннаром почти полвека и которую он часто и много изображал, на его картинах словно не стареет. Предпочитавший писать по памяти, а не с натуры, Боннар завершил последнюю картину с Мартой («Обнаженная в бане») спустя несколько лет после ее смерти. По словам главного куратора Тейт Модерн Мэтью Гейла, одна из целей нынешней ретроспективы, спустя 20 лет после последней большой выставки в Британии,  — «понять, как на самом деле Боннар воспринимал свое время», и тем самым попытаться по-новому взглянуть и на его творчество.

Экспозиция выстроена по хронологии, с 1912 года — поворотного, как считает куратор, момента в карьере Боннара. В это время он, успешный художник, имевший уже своих арт-дилеров в лице влиятельного владельца галереи Гастона Бернхейм-Жёна, один из ведущих художников группы «Наби» (1892–1899), «мог бы продолжить выбранный путь, оставаясь художником прошлого века», но решил пойти своей дорогой, отличной от кубизма и сюрреализма. Именно этот выбор стал поводом не считать Боннара модернистом — так, Пабло Пикассо считал его «всего лишь одним из многих неоимпрессионистов и декадентов конца прошлого века». Зато на защиту «декадента» встал идеолог послевоенного абстракционизма американский художественный критик Клемент Гринберг, сказавший как-то, что живопись Боннара «буквально источает аромат 1900–1914 годов». 

Мэтью Гейл солидаризируется с Гринбергом: «Мы попытались посмотреть на работы Боннара именно в контексте ХХ века. Художник вовсе „не игнорировал происходившие в окружающем мире события“. 

Чему свидетельство — «Деревня в руинах близ Хэма» (1917), отклик на битву на Сомме в 1916 году, одну из самых кровопролитных в Первую мировую. 

Поздние же свои натюрморты и пейзажи Боннар писал в деревушке близ Канн, куда они с Мартой переехали в 1939-м из-за начала Второй мировой. В интервью, которые давал Боннар, в его переписке и дневниках практически нет ничего о причинах переезда.  

Неудивительно, что критики уже в 1920-е годы шутили насчет схожести звучания фамилии Боннар и французского слова “bonheur” — «счастье, благополучие». 

«Ощущение, возникающее на этой выставке, — парадоксальное сочетание в его картинах праздника цвета и меланхолии, быстротечности времени», — рассуждает Мэтью Гейл. 

Тейт Модерн
Пьер Боннар. Цвет памяти
До 6 мая

Просмотры: 3969
Популярные материалы
1
Рейтинг музеев – 2019: «красивая картинка» — идеал представления о современном музее
Главный прирост в российских музейных социальных сетях идет через Instagram — что вполне в мировом тренде.
22 мая 2019
2
В Венеции проходит ретроспектива Аршила Горки
В Ка’Пезаро привезли лучшие работы художника, от сезаннистских портретов 1920-х годов до абстрактных «пейзажей» 1940-х.
20 мая 2019
3
Режиссер Дмитрий Черняков стал куратором 8-й Московской биеннале
Тему основного проекта, который покажут осенью в Третьяковке на Крымском Валу, в новообретенном после закрытия ЦДХ пространстве «Лаборатория», объявят позже.
23 мая 2019
4
Нотр-Дам-де-Пари может рухнуть от ветра и нуждается в срочном укреплении
К такому выводу пришли специалисты после первичной оценки ущерба от пожара, который уничтожил крышу и шпиль собора в ночь с 15 на 16 апреля.
22 мая 2019
5
Елена Титова: «Стремимся привлечь молодежь, особенно креативный класс»
Совсем недавно Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства провел ребрендинг, и теперь он именуется Музеем декоративного искусства. О том, какие изменения произошли и происходят здесь на практике, нам рассказала его директор.
22 мая 2019
6
Умер Альберто Сандретти, друг русского искусства
Весть о смерти итальянского коллекционера (он скончался в Милане в возрасте 86 лет) опечалила очень многих в российском арт-сообществе: он не просто долгие годы покупал русское искусство, но был настоящим другом многим художникам.
20 мая 2019
7
Ударную неделю аукционов в Нью-Йорке достойно завершили Phillips и Sotheby’s
На вечерних торгах Phillips удалось продать 42 из 43 предложенных лотов на $100 млн. Настроение у участников и зрителей было приподнятым, и это подготовило почву для завершающего аккорда — вечернего аукциона Sotheby’s.
20 мая 2019
8
Алексей Курочкин: «Я не сохну над вещами, как Кощей»
Московский коллекционер-исследователь передал в Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН уникальную коллекцию парного китайского оружия.
21 мая 2019
9
Исторический барельеф обещают вернуть в «Лужники» после реставрации
В конце мая восстановленный барельеф работы известных советских скульпторов должны полностью смонтировать внутри нового Дворца водных видов спорта, построенного на месте бассейна «Лужники».
23 мая 2019
10
В Музее архитектуры имени А.В.Щусева проходит выставка «Александр Гегелло: между классикой и конструктивизмом»
Архитектору удалось осуществить более 100 проектов, большинство в родном Ленинграде.
20 мая 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru