The Art Newspaper Russia
Поиск

Медленный взгляд на картины Пьера Боннара

Тейт Модерн предлагает по-новому взглянуть на творчество классика

Время в живописи Пьера Боннара (1867–1947) обладает особым качеством. Известный английский писатель-постмодернист, эссеист и литературный критик Джулиан Барнс как-то подметил, что домашние сценки художника словно «в замедленном темпе протекают перед обедом или во время послеобеденного отдыха». Марта, жена художника, прожившая с Боннаром почти полвека и которую он часто и много изображал, на его картинах словно не стареет. Предпочитавший писать по памяти, а не с натуры, Боннар завершил последнюю картину с Мартой («Обнаженная в бане») спустя несколько лет после ее смерти. По словам главного куратора Тейт Модерн Мэтью Гейла, одна из целей нынешней ретроспективы, спустя 20 лет после последней большой выставки в Британии,  — «понять, как на самом деле Боннар воспринимал свое время», и тем самым попытаться по-новому взглянуть и на его творчество.

Экспозиция выстроена по хронологии, с 1912 года — поворотного, как считает куратор, момента в карьере Боннара. В это время он, успешный художник, имевший уже своих арт-дилеров в лице влиятельного владельца галереи Гастона Бернхейм-Жёна, один из ведущих художников группы «Наби» (1892–1899), «мог бы продолжить выбранный путь, оставаясь художником прошлого века», но решил пойти своей дорогой, отличной от кубизма и сюрреализма. Именно этот выбор стал поводом не считать Боннара модернистом — так, Пабло Пикассо считал его «всего лишь одним из многих неоимпрессионистов и декадентов конца прошлого века». Зато на защиту «декадента» встал идеолог послевоенного абстракционизма американский художественный критик Клемент Гринберг, сказавший как-то, что живопись Боннара «буквально источает аромат 1900–1914 годов». 

Мэтью Гейл солидаризируется с Гринбергом: «Мы попытались посмотреть на работы Боннара именно в контексте ХХ века. Художник вовсе „не игнорировал происходившие в окружающем мире события“. 

Чему свидетельство — «Деревня в руинах близ Хэма» (1917), отклик на битву на Сомме в 1916 году, одну из самых кровопролитных в Первую мировую. 

Поздние же свои натюрморты и пейзажи Боннар писал в деревушке близ Канн, куда они с Мартой переехали в 1939-м из-за начала Второй мировой. В интервью, которые давал Боннар, в его переписке и дневниках практически нет ничего о причинах переезда.  

Неудивительно, что критики уже в 1920-е годы шутили насчет схожести звучания фамилии Боннар и французского слова “bonheur” — «счастье, благополучие». 

«Ощущение, возникающее на этой выставке, — парадоксальное сочетание в его картинах праздника цвета и меланхолии, быстротечности времени», — рассуждает Мэтью Гейл. 

Тейт Модерн
Пьер Боннар. Цвет памяти
До 6 мая

Просмотры: 5857
Популярные материалы
1
Зачем музеи приглашают селебрити
Рассказываем о набирающей обороты тенденции приглашать знаменитостей для промоутирования коллекций и выставок и размышляем, зачем это нужно музеям.
10 августа 2020
2
Nemoskva: оптимистическая трагедия
В санкт-петербургском Манеже 8 августа откроется выставка «Немосква не за горами». И это отличный повод съездить в город на Неве.
07 августа 2020
3
Эдвард Хоппер: мечта и меланхолия
Популярнейшего американского художника знают, без преувеличения, во всем мире. Но в России его выставок не было, а биография вышла у нас впервые.
07 августа 2020
4
Иван Цветков: верный поклонник русской школы
Третьяковка показывает выставку произведений из дореволюционной коллекции Цветкова с «Золотошвейкой» Тропинина, эскизами Сурикова к «Утру стрелецкой казни» и этюдом Васнецова к «Богатырям», которые теперь входят в музейное собрание.
07 августа 2020
5
Богородицк: эффект Версаля и скелеты в шкафу
Завершилась реконструкция исторического центра Богородицка. Вместе с находящимся там дворцом-музеем и парком XVIII века город стал жемчужиной на туристических маршрутах по Тульской области.
13 августа 2020
6
Дачу Пастернака отреставрируют
Здание приведут в порядок и приспособят к современному использованию в ближайшее время.
10 августа 2020
7
Виктор Мизиано: «После ухода Валерия Подороги осталась колоссальная пустота»
Известный российский философ Валерий Подорога скончался в Москве в возрасте 73 лет. Куратор Виктор Мизиано рассказывает о том, кем он был для современного искусства.
11 августа 2020
8
Кипарисовый интерьер Райта смонтируют заново
Знаменитый кабинет Кауфмана, созданный по дизайну Фрэнка Ллойда Райта в середине 1930-х, после реставрации обоснуется в V&A East.
07 августа 2020
9
Музей Мунка показывает пейзажную выставку художника
Проект «Вон там. Эдвард Мунк и природа» стал последним перед переездом музея в новое здание.
10 августа 2020
10
В Национальном музее Китая открылась экспозиция, посвященная борьбе с COVID-19
На выставке представлены произведения профессиональных художников и любителей, отобранные из 75 тыс. конкурсных работ.
12 августа 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru