18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Арт-уик-энд

Каждую неделю мы будем выбирать три события — выставки, лекции, экскурсии и мастер-классы, которые рекомендуем посетить. В этот раз — скульптуры Жака Липшица, тандем Казимира Малевича и нганасанов, а также новые квесты для детей в Третьяковке

Справка

Финисаж выставки скульптур Жака Липшица

Последний шанс попасть на ретроспективу Жака Липшица (1891–1973) в Московском музее современного искусства на Петровке, 25. Экспозиция открыта до 3 марта включительно.

Это первая в России выставка Липшица, который считается одним из самых значительных скульпторов ХХ века, ярким представителем Парижской школы наряду с Пикассо, Модильяни и Сутиным, Габо и Архипенко. В Москву привезли три десятка его бронзовых скульптур и множество графических набросков. К финисажу выставки в эти выходные подготовлена специальная программа — авторские экскурсии и мастер-классы для детей (необходима предварительная регистрация на сайте).

Хаим-Якоб Липшиц родился в еврейской семье в Литве (тогда — территория Российской империи). В 18 лет перебрался в Париж, где стал Жаком и обосновался в студии на Монпарнасе, в эпицентре самых смелых художественных экспериментов того времени. Уже в 1920-х он был известным и состоявшимся скульптором. Его выставляли, о нем писали монографии, его кубистские работы пользовались успехом у коллекционеров. С началом Второй мировой войны, еще до оккупации Франции и начала гонений на евреев, Липшиц уехал в США. В 1957-м в нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА) состоялась его большая ретроспектива.

Абстрактные композиции в духе кубизма и вполне реалистичные скульптурные портреты великих современников (Гертруда Стайн, Жан Кокто и другие), графика на мифологические сюжеты — в экспозиции на Петровке представлены все грани таланта Жака Липшица. Выставка подготовлена в рамках празднования 70-летия образования Израиля. Липшиц симпатизировал новому государству, неоднократно приезжал в страну, выполнил несколько скульптур для Иерусалима, где и был похоронен. Позже его брат Рувим завещал наследие скульптора иерусалимскому Музею Израиля, который располагает теперь самой обширной коллекцией работ Жака Липшица. Значительную часть произведений на московскую выставку передала престижная международная Marlborough Gallery, которая многие годы представляет работы скульптора на арт-рынке.

Еще…

Справка

Таймыр, русский авангард и современное искусство

Во Всероссийском музее декоративного искусства открылась выставка «Таймыр. Гений места». Проект, инициированный Агентством развития Норильска, не ограничивается этнографической экспозицией, которая знакомит с историей и природой полуострова, а также культурой коренных народов. Предметы религиозного культа древнейшего народа Таймыра — нганасан, ритуальные маски одного из самых малочисленных народов мира — энцев, народные костюмы представлены в диалоге с произведениями русского авангарда и работами современных художников. На выставке можно увидеть авангардные композиции Казимира Малевича, тарелки по эскизам Николая Суетина, живопись Василия Ватагина, работы Франциско Инфанте и Вячеслава Колейчука, стереокартины Константина Худякова и видеодокументацию перформанса Милы Введенской, которая также стала автором эффектного художественного оформления экспозиции.

Один из ударных разделов выставки — зал «Малевич и нганасаны», где представлены самобытные костюмы этого северного народа, украшенные геометрическим орнаментом и раскрашенные в красные, черные и белые цвета. Напротив выставлены абстрактные композиции Казимира Малевича из собрания Московского музея современного искусства. Куратор Кирилл Гаврилин убедительно доказывает, что с коллекцией нганасанских вещей русские художники могли познакомиться еще на рубеже 1900-х — 1910-х годов в музеях Санкт-Петербурга, где были представлены предметы, привезенные в столицу из северных экспедиций. Таким образом, влияние культуры северных народов на русский авангард можно сравнить с тем воздействием, которое оказала скульптура Африки и Океании на сложение кубизма и экспрессионизма в Европе.

Еще…

Справка

Детские квесты в Третьяковке

Государственная Третьяковская галерея запустила новый занимательный маршрут по постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке для детей семи лет и старше. Музей предлагает познакомиться с историей русского искусства XVIII–XIX веков в форме квеста. Это не экскурсия, а игра-бродилка, когда дети вместе с музейным педагогом и костюмированными персонажами, Масляной Краской и Холстом, путешествуют по залам галереи, рассматривают детали картин Брюллова, Федотова, Шишкина, Васнецова, разгадывают зашифрованные в них загадки и даже примеряют на себя роль музейных сотрудников, наклеивая этикетки к картинам в красочном путеводителе.

Для того чтобы ребенок мог принять участие в квесте, родителям необходимо собрать группу детей до восьми человек (плюс один сопровождающий взрослый) и приобрести экскурсионную путевку на любой из воскресных сеансов в промежутке между 11:30 и 15:30. Купить билеты на квест можно на сайте, выбрав возрастную категорию; есть два формата — для детей семи-восьми и девяти-десяти лет.

Еще…
Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+