18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Флора» Франческо Мельци снова расцвела

№70
Материал из газеты

Завершена реставрация одной из самых известных картин в собрании Эрмитажа и одной из самых загадочных работ эпохи Ренессанса

Решение о реставрации работы одного из любимых учеников Леонардо да Винчи было принято в Эрмитаже два года назад. Как рассказал нашей газете Виктор Коробов, заведующий лабораторией научной реставрации станковой живописи, «Флора» находилась в удовлетворительном состоянии, но плотный слой старого лака искажал авторский колорит и скрывал многие детали фона. «Мы сделали небольшие пробные раскрытия в четырех местах и установили, что подлинные цвета намного ярче и холоднее того, что было видно через лак, — говорит Коробов. — Исследования в инфракрасном свете показали, что весь фон за центральной фигурой был прописан, чего почти не видели зрители».

«Флора» — одна из самых известных картин в собрании музея. И одна из самых загадочных работ эпохи Ренессанса. В коллекцию императорского Эрмитажа она попала в 1850 году как «Джоконда», приписываемая Леонардо да Винчи; ее приобрели на аукционе нидерландского короля Вильгельма II в Гааге за 40 тыс. флоринов. Поздние исследования доказали, что, скорее всего, работа принадлежит кисти Франческо Мельци. Изменилось и ее название, сейчас картина называется «Флора» — так в мифологии звали супругу бога западного ветра Зефира, мать всех растений, которая питает и дает жизнь. Ее часто изображали с обнаженной грудью. Иногда встречается и другое название — «Коломбина»: в руках женщины — цветок аквилегии (водосбора), в Европе называемой «коломбина». 

Тогда же, в XIX веке, картину перевели с доски на холст: старое дерево не могло сохранить уникальную живопись. По словам Коробова, исследования показали, что в ходе предыдущих реставраций был подправлен контур лица. А еще — что первоначально фигура была изображена без одежды, и только в процессе работы добавились платье и плащ. И что обильные узоры на платье появились значительно позже, ранний узор был проще и легче. «Думаю, художник первоначально написал ее обнаженной, потому что искал форму фигуры, — рассказала Татьяна Кустодиева, ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства. — А вот когда появился новый узор на ткани, установить сейчас невозможно. Вообще, Франческо Мельци — один из самых загадочных художников своего времени. Есть только две достоверные его работы — рисунок и подписной портрет. Что касается нашей „Флоры“ и берлинских „Вертумна и Помоны“ — они традиционно приписываются ему, но однозначных подтверждений авторства Мельци нет. Он — один из любимейших учеников Леонардо да Винчи, а по существу фантом, как и многие ученики Леонардо, в частности Салаи».

В ходе реставрации, выполненной Марией Шулеповой, были удалены слои старого лака, что позволило открыть яркие цвета одежды и многочисленные детали фона: стены грота, мох, пышную растительность. Теперь зрители смогут увидеть шедевр во всем его блеске. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+