18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Верните Африке ее искусство

№70
Материал из газеты

Франция намерена провести реституцию вывезенных из бывших колоний предметов культурного наследия

В недавно опубликованном академическом отчете, подготовленном по распоряжению президента Эмманюэля Макрона, говорится о необходимости полной реституции произведений искусства, вывезенных «без согласия» из бывших африканских колоний и поступивших в коллекции французских музеев. Французский историк Бенедикт Савой и сенегальский экономист и писатель Фелвин Сарр представили результаты своего исследования на 108 страницах президенту Макрону. Они выступают за возвращение предметов искусства в собственность, а не просто передачу их в долгосрочное пользование африканским музеям, и это должно стать общим правилом для всех объектов культурного наследия, вывезенных в колониальный период, если только не будет доказано, что они были «приобретены законно».

Макрон, напомним, в ноябре 2017 года во время своего тура по Западной Африке пообещал, что «постоянное или временное» возвращение объектов африканского культурного наследия станет приоритетом во время его президентского срока. А в марте следующего года поручил Савой и Сарру изучить вопрос, выдвинув ряд конкретных предложений. Теперь французскому президенту остается решить, прислушаться ли к радикальным предложениям докладчиков, что непросто, учитывая ожидаемое сопротивление Министерства культуры и руководства музеев. Тем не менее авторы отчета призывают его отбросить «политическую осторожность» и фактически попрать священный принцип неотчуждаемости национальных коллекций. Савой категорически отрицает, что новая политика может привести, как опасаются музеи, к их опустошению.
В отчете предлагаются конкретные действия и их последовательность. Рекомендуется незамедлительно вернуть 24 группы экспонатов в Бенин, Камерун, Нигерию, Мали, Сенегал и Эфиопию. В большинстве своем это военные трофеи французских и британских войск, захваченные в 1890-х годах, но часть культурных памятников привезена этнографическими миссиями, включая знаменитую экспедицию в Африку Марселя Гриоля и Мишеля Лейриса в 1931 году.

Первый этап реституции, по мысли Савой и Сарра, должен быть завершен в 2019 году. «Это будет символический и психологический шаг к началу продолжительного процесса», — уверены они. За ним последует второй, пятилетний период, «который необходимо проводить на уровне „государство — государству“», он подготовит почву для возвращения более крупных групп артефактов. После этого авторы отчета предлагают оставить процесс «открытым для диалога». От Франции требуется составить для каждой африканской страны полный перечень объектов культурного наследия, вывезенных с ее территории в период «колониальной эксплуатации». После создания двусторонних комиссий, которые обсудят документы, власти африканских стран окончательно утвердят список артефактов, подлежащих реституции. Если Франция возражает в каком-то случае, она должна будет доказать, что спорные предметы были приобретены законно.

В докладе содержится призыв вернуть то, что было приобретено силой: от принудительно выкупленного офицерами и государственными чиновниками до собранного миссионерами и этнографами, если только «нет свидетельств или информации, свидетельствующей о полном согласии» владельцев либо хранителей ритуальных предметов. Провенанс приблизительно двух третей из 90 тыс. африканских экспонатов, приобретенных до 1960 года и хранящихся во французских музеях, будет тщательно изучен.

По мнению Сарра, опасения, что принимающая сторона не сможет обеспечить условий хранения и экспонирования произведений (именно так европейские музеи часто мотивируют отказ вернуть чужое наследие), не является веской причиной для отказа от реституции. «В Африке более 500 музеев, и около 50 из них находятся в таких странах, как Нигерия и ЮАР. В Бенине строятся три музея и реставрируется еще один, — отмечает Сарр. — На континенте создаются условия, и нужно быть снисходительнее в своих требованиях».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+