18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Более 300 артефактов со дна Балтики пополнили Музейный фонд РФ

Специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества только в 2018 году обнаружили и обследовали почти 40 новых объектов

Сотни затонувших в акватории Балтийского моря торговых и военных кораблей — источник пополнения Музейного фонда РФ. Только в минувшем, 2018 году Центр подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО) обнаружил и провел обследование 38 новых подводных объектов.

Как сообщил корреспонденту The Art Newspaper Russia исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин, из 38 новых объектов 30 находятся в Финском заливе, 8 — в Белом море. В прошедшем году самые интенсивные и плодотворные исследования специалисты центра провели в районе острова Гогланд. Здесь на глубине почти 60 м был обнаружен английский кеч — небольшое двухмачтовое торговое судно, затонувшее у российских берегов во второй половине XIX века. На его палубе были найдены фабричные клети с английским фаянсом, за что судно получило у археологов кодовое название «Посудник».

«За одну летнюю экспедицию нам не удалось полностью обследовать находку, — рассказал Сергей Фокин. — Мы не проникли в трюмы и не знаем, что вез корабль в Санкт-Петербург, мы не знаем даже его точного названия и порта приписки — предстоят еще серьезные изыскания в архиве. Этим летом мы продолжим его обследование».

По мнению подводных археологов, обнаруженная посуда, скорее всего, не была задекларирована и моряки собирались сами продать ее в российской столице. На чашках и тарелках стоит маркировка «1856 год», модный в то время рисунок «под Китай» нанесен не вручную, а методом деколи (переводные картинки). Археологи ЦПИ РГО привезли с «Посудника» более 200 предметов.

Кроме того, они обнаружили на палубе явные следы попытки разграбить судно, которая не удалась «черным копателям», скорее всего, из-за большой глубины и сложных погодных условий в этом регионе Балтики. «Разграбление судов, к сожалению, до сих пор проблема, — отмечает Сергей Фокин. — Мы предпринимаем некоторые меры для охраны находок, и в последнее время фактов грабежа стало меньше».

Также в прошедшем году с палубы фрегата «Олег», затонувшего в 1879 году, подняли сохранившуюся корабельную пушку. Летом продолжились и подводные раскопки немецкого торгового судна «Архангел Рафаил», приписанного к порту Любек. Оно было затерто льдами осенью 1724 года у южных берегов Балтики. Археологические работы на нем ведутся уже несколько лет, и каждый год приносит интереснейшие находки. Ими пополняется коллекция «Контрабанда. Три века под водой», которую выставляли и в штаб-квартире РГО в Санкт-Петербурге, и в Национальном центре управления обороной РФ в Москве. Часть находок экспонировалась в Ораниенбауме. Куртка и матросские штаны, найденные на «Архангеле Рафаиле», переданы в коллекцию Государственного Эрмитажа.

По словам Романа Прохорова, археолога, реставратора и водолаза-исследователя, все обнаруженные летом артефакты сейчас описываются и передаются на учет в Музейный фонд РФ. «Некоторым находкам требуется реставрация, — рассказал он. — В Кронштадте есть своя мастерская, которая занимается реставрацией предметов подводной археологии, а местный музей охотно принимает их в свою коллекцию».

По планам РГО самые интересные артефакты, обнаруженные в Балтийском море подводными археологами, будущим летом отправятся на временную выставку в Международный морской музей Гамбурга.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+