18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Работы художниц раньше скрывали за мужскими именами

Рынок менял историю искусства, вычеркивая из нее женщин. Артемизия Джентилески, которую показывают сейчас в ГМИИ, устояла, но многие — нет

Если сейчас «старым мастерицам» наконец-то начинают уделять заслуженное внимание, то в прошлом арт-дилеры не просто игнорировали их, но пытались вычеркнуть их имена из истории искусства. Специалист в этой области Джордана Помрой, возглавляющая Художественный музей Патрисии и Филиппа Фрост при Флоридском международном университете в Майами, рассказала The Art Newspaper, что произведения некоторых женщин приписывались мужчинам не просто по ошибке — их работы специально подписывали мужскими именами.

В качестве примера она приводит историю нидерландской художницы XVII века Юдит Лейстер. «При жизни она была широко известна, — говорит Помрой. — Она даже являлась членом гильдии, что было редкостью среди художниц. Но ее подпись в буквальном смысле закрашивали. Кто это делал? Дилеры. Все решает рынок — ее произведения выдавали за работы Франса Халса». Разумеется, это делалось ради денег. «За Франса Халса можно было попросить больше, чем за Юдит Лейстер, — объясняет Помрой. — Это продолжалось очень много лет и, безусловно, имело место и в период моей специализации (я занимаюсь британской живописью конца XIX века)». Монограмму Лейстер со звездой — у нее была «очень красивая подпись» — на произведениях, подписанных именем Халса, впервые заметили в 1890-х годах, но по-настоящему работать над раскрытием масштаба творчества этой художницы начали только в 1970-х.

Ранее Помрой занимала пост главного куратора Национального музея женского искусства в Вашингтоне и принимала участие в организации выставки «Итальянские художницы от Ренессанса до барокко» в 2007 году. Тогда исследований, посвященных «старым мастерицам», было значительно меньше, так что подготовка выставки, по ее словам, превратилась в «захватывающие поиски сокровищ». «Это увлекательная сторона профессии куратора, — замечает Помрой. — У вас нет готовых систематизированных материалов, поэтому вы самостоятельно должны рассказать историю, найти работы. Непросто было отыскать ряд работ на бумаге. Очень трудно — получить во временное пользование некоторые произведения. Например, работы Проперции де Росси — практически невозможно».

Примечательна биография итальянской художницы Софонисбы Ангвиссолы. В начале своей карьеры она встречалась с Микеланджело, а когда ей было за 90 — с молодым Антонисом ван Дейком. «Но, пожалуй, еще удивительнее то, что они видели в ней коллегу, — говорит Помрой. — На самом деле художниц было много. И одной из задач той выставки, как и других экспозиций Национального музея женского искусства, было показать, что в истории искусства много очень разных историй… Быть может, не так уж и удивительно, что они ценили этих женщин, ведь те были среди них. Я считаю, что это наша собственная слепота: что такие люди, как Микеланджело, или ван Дейк, или кто-то другой увидели бы, что есть и женщины… Вазари (художник и историк эпохи Возрождения. — TANR) посвятил художницам отдельную главу. Мы привыкли говорить: „Потрясающе: Джорджо Вазари писал о художницах!“ Но теперь, спустя годы, я думаю: а почему бы ему и не написать о женщинах? Ведь они существовали и были выдающимися художницами. Может быть, они не считались гениями равной величины, но были частью истории искусства, они были включены в нее. Это мы позднее исключили из нее женщин».

Джордана Помрой, много лет посвятившая исследованию этой темы, с удовольствием отмечает, что такие музеи, как, например, мадридский Прадо, посвящают художницам большие выставки. Так, в октябре там пройдет выставка произведений Софонисбы Ангвиссолы и Лавинии Фонтаны. Однако, по словам Помрой, все равно «положение дел меняется медленно, очень медленно».

Напомним, что ГМИИ им. А.С.Пушкина показывает небольшую выставку художницы итальянского барокко «Артемизия Джентилески и ее современники», которая стала своеобразной презентацией будущих проектов: намеченной на 2020 год большой выставки из собрания неаполитанского Музея Каподимонте и, как ее называют в Пушкинском, «феминистической» выставки. Одной из трех героинь последней, сыгравших ключевые роли в истории мирового искусства, станет Джентилески.

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа — всё Бенуа». Художественная династия представлена здесь работами нескольких десятков членов этой семьи и художников, входивших в круг Бенуа
19.12.2025
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+