18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

В России предотвращен коллапс международного музейного обмена

В Эрмитаже и Третьяковской галерее рассказали, что музеи выиграют благодаря отмене уплаты пошлин на ввоз и вывоз экспонатов

Правительство РФ освободило от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов музеи, библиотеки и другие некоммерческие организации. В документе уточняется, что, «согласно ранее принятым нормам», обеспечение по уплате ввозных пошлин на предметы искусства составляло 18% от их общей страховой оценки. 

Значило ли это, что предоставление обеспечения уже практиковалось музеями и другими организациями, а теперь эти организации получили льготу? Как выяснилось, нет. Федеральный закон о таможенном регулировании, обременяющий музеи, был принят 3 августа 2018 года, однако часть, касающаяся ввоза и вывоза произведений искусства, в действие вступить не успела. 

Инициатором дискуссии, повлекшей отмену норматива, стал Государственный Эрмитаж во главе с Михаилом Пиотровским, который в ноябре прошлого года заявлял, что организация международных выставок, если положение вещей не изменится, станет невозможной. «Если бы отмены этой нормы не случилось, то Эрмитажу, например, по выставке, которая только что уехала от нас, пришлось бы заплатить 1,5 млрд руб. депозита, — рассказала нам руководитель юридической службы Государственного Эрмитажа Марина Цыгулева. — Слава богу, что успели сделать это к концу декабря 2018 года, потому что иначе в новом году наступил бы полный коллапс с зарубежными выставками, у музеев таких денег нет. Это, безусловно, была добрая воля и Минфина, и Федеральной таможенной службы, и особенно правового отдела Минкультуры. Все действовали слаженно и активно».

С такой оценкой нововведения солидарна директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. «Когда прошла информация, что вводится подобная регламентация, все поняли, что это будет конец международного музейного обмена, — рассказала она нашей газете. — В первую очередь, конечно, пострадали бы Государственный Эрмитаж и Пушкинский музей, которые регулярно ввозят выставки из-за рубежа, но и нас эта ситуация касается. В апреле у нас должна открыться выставка Эдварда Мунка с огромной страховой оценкой. По новым регламентам нам пришлось бы внести как депозит 18% от этой оценки. Эта сумма многократно превышает годовой бюджет Третьяковской галереи и, конечно, никоим образом на нашем счету появиться не может. То же касается вывоза экспонатов. Конечно, страховая стоимость произведений русского искусства в среднем чуть меньше, чем у искусства западноевропейского, но все равно 18% от этих сумм — это невероятные, неподъемные деньги. Так что мы все обратились в Министерство культуры с просьбой пересмотреть этот порядок».

Михаил Пиотровский в беседе с нашей газетой выразил удовлетворение ходом событий, но отметил, что до совершенства ситуации далеко. 

«Сейчас мне надо поблагодарить всех за слаженную работу, остальные музеи тоже благодарят нас за то, что мы подняли эти вопросы. Есть еще немало юридических проблем такого рода — например, нет достаточных гарантий для выставок из частных коллекций. Так что у нас еще много работы».

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+