The Art Newspaper Russia
Поиск

Налоги на искусство

Невзирая на кризисные явления, налоговые льготы в области искусства в западных странах пока остаются щедрыми. Стремление государств сохранить национальное художественное наследие выражается во множестве налоговых послаблений при владении произведениями искусства и передаче их по наследству либо при дарении государственным институциям. Тем временем в России наконец принят закон о меценатстве, он определил юридический статус частных лиц, помогающих культуре, но пока не предоставил им никаких налоговых льгот.

За что платят коллекционеры в России и мире

В ответ на финансовый кризис по всему миру правительства принимают те или иные «строгие экономические меры» — от снижения государственных расходов до повышения размера налогов. От этого неизбежно страдают богатые: в ряде стран эта тенденция приводит к увеличению налогов на наследство и богатство. Однако в большинстве случаев тенденция не коснулась предметов искусства, находящихся в руках отдельных коллекционеров. Отчасти это объясняется пониманием вклада, который вносит торговля искусством в экономику, и того значения, которое имеет сохранение произведений внутри страны. Фактически в последнее время во многих западных странах произошло снижение или усовершенствование налоговых ставок в целях поддержки частных и государственных коллекций произведений искусства. Были введены стимулирующие меры — более активные в Великобритании и США, чем в странах континентальной Европы. Россия тоже сделала шаг в этом направлении, пока, правда, очень небольшой.

Россия: проблемы ввоза и вывоза

По некоторым параметрам, например отсутствие налога на богатство и наследование произведений искусства, Россия кажется страной, удобной для коллекционеров. В то же время у нас не предусмотрено никаких налоговых льгот для дарителей художественных ценностей и меценатов, а налог на коммерческий ввоз произведений заметно затрудняет оборот произведений искусства.

В проекте закона о меценатской деятельности, внесенном в Госдуму в апреле 2013 года, предлагалось «предоставлять меценату право включать средства, направляемые получателям меценатской поддержки, в состав внереализационных расходов в том отчетном периоде, в котором были произведены соответствующие расходы, в размере, не превышающем 10% полученной в этом периоде налогооблагаемой прибыли, исчисленной без учета указанных расходов». Однако в окончательном варианте закона, принятом 4 ноября 2014 года, такой статьи нет, а единственной мерой государственного стимулирования меценатской деятельности являются расплывчатые «меры экономической поддержки меценатов и получателей меценатской поддержки в соответствии с законодательством РФ, установление и присуждение меценатам наград и почетных званий». Правда, думский Комитет по культуре рассчитывает в 2015 году принять две поправки к закону: одну — по налоговым льготам, другую — по упрощению для меценатов-иностранцев получения въездных виз, разрешения на работу и гражданства.

Налог при перепродаже произведений искусства в России рассчитывается по тем же ставкам и правилам, что при продаже квартир или машин. Если имущество находилось в собственности продавца более трех лет, доход от его реализации освобождается от налогообложения. Если менее трех лет — ставка налога для резидентов РФ составляет 13%, однако можно воспользоваться налоговым вычетом (уменьшить налогооблагаемую сумму, но не более чем на 250 тыс. руб.). Физические лица, получающие доход от продажи имущества (скажем, картин), обязаны самостоятельно исчислять налоги и предоставлять декларацию в налоговые органы.

Камнем преткновения в российском обороте искусства является закон о ввозе-вывозе культурных ценностей. Вывозить произведения искусства возрастом старше 100 лет из России не то чтобы дорого, а просто нельзя (разве что по специальному разрешению Министерства культуры). Постоянный ввоз возможен: согласно действующим таможенным правилам ввозимые в страну произведения искусства могут как облагаться, так и не облагаться налогами.

Юридическое лицо, ввозящее предмет, признанный письмом Министерства культуры «культурной ценностью» (обычно в таком случае предмету более 100 лет и он создан известным автором) или «предметом культурного назначения» (предмету менее 100 лет или автор его неизвестен), в любом случае платит 18% НДС от стоимости и 0% таможенной пошлины. Никаких ограничений по дальнейшему обороту не предусмотрено.

Если произведение искусства ввозит физическое лицо, причем для личного использования, при условии декларирования и регистрации оно не подлежит налогообложению и ввозится бесплатно. Если же физическое лицо привозит культурную ценность или предмет культурного назначения для дальнейшей продажи («с выпуском в свободное обращение»), нужно уплатить пошлину 30% от стоимости произведения (за нее принимается сумма, поставленная в документах о покупке на аукционе или у галериста, НДС в этом случае равен нулю). На произведения искусства стоимостью менее $10 тыс. и весом менее 10 кг (причем привезенные на самолете) это правило не распространяется, их можно ввозить, уплатив лишь совсем небольшие таможенные сборы.

На осеннем Антикварном салоне в Центральном доме художника распространился слух, будто один из уважаемых арт-дилеров, покупавший картины на лондонских аукционах и в парижских галереях, ввозивший их «для личного использования» и тут же перепродававший (ничего ужасного, так на русском рынке делает 90% участников, иначе произведений искусства для продажи просто неоткуда будет взять), подвергся за это неким преследованиям. В результате многие крупные антиквары выставляться на салоне поостереглись, а другие не показали новых, недавно привезенных в Россию картин.

Законом действительно предусмотрена административная ответственность за «недостоверное декларирование». Она грозит штрафом или даже конфискацией недостоверно задекларированного имущества. Но для этого должны быть доказаны неоднократные и системные факты того, что частное лицо, беспошлинно ввозящее культурные ценности, на самом деле ведет предпринимательскую деятельность и получает с этого прибыль. Сделать это непросто (хотя бы потому, что при купле-продаже искусства в России и продавцы и покупатели нередко не оформляют никаких документов). Контроль за тем, как используется ввезенное, может вестись таможней «в течение трех лет после выпуска товара» (произведения искусства и предметы коллекционирования относятся к «товарной номенклатуре 97»), после чего претензий к владельцу быть не может. 

Благодарим за помощь в подготовке материала Анастасию Нариманову, директора Международной ярмарки изящных искусств.

Великобритания: главные схемы

Британия предоставляет широкий набор налоговых стимулов для владельцев искусства, главным образом это касается налогов на наследство и на прирост капитала, а с недавних пор и подоходного налога.

Наиболее известна налоговая схема «принятие вместо» (acceptance-in-lieu), ее вариант существует в Великобритании более 100 лет. По этой схеме наследник может передавать произведения искусства в государственную собственность, при этом рыночная стоимость произведения вычитается из суммы налога на наследство (текущая налоговая ставка равна 40%). Статус предметов, которые могут приниматься вместо налога, должен быть «исключительным», то есть произведение обязано иметь особое значение либо само по себе, либо в сочетании с другими предметами. Даритель может указывать институцию, которая получит произведение искусства, хотя это не обязательно.

Есть и другая схема (называемая «условное освобождение») для льгот по налогу на наследство, касающаяся произведений искусства, если они «имеют культурно-историческое значение». Такая схема позволяет произведению перейти к наследнику без уплаты налога при условии, что тот разрешит разумный доступ публики к нему (в форме частных показов или предоставления его во временное пользование культурными институциям) и будет принимать меры по его сохранению.

Льгота по налогу на наследство также возможна, если произведение искусства после смерти его владельца передается в дар благотворительному учреждению. Тогда этот объект освобождается от налога на наследство, и если стоимость подаренного составляет больше чем 10% от стоимости наследства, то налоговая ставка, применяемая к этому наследству, сокращается на 10% (при текущих ставках 36%, а не 40% от стоимости имущества, подлежащего налогообложению). В этом случае произведению не обязательно быть «исключительным» по качеству и значению.
До недавнего времени в Великобрита­нии никаких льгот по подоходному налогу для меценатов-дарителей не было. Но, после того как галереи и музеи провели ряд кампаний, в апреле 2012 года была введена «схема передачи в дар предметов культуры». Она работает так же, как схема «принятия вместо», и дает возможность меценату дарить произведения искусства (опять же при условии, что они считаются исключительными) и получать льготы по подоходному налогу или налогу на прирост капитала либо в год дарения, либо в любой год из последующих четырех лет. Сумма льготы подсчитывается из расчета 30% от стоимости произведения на рынке.

В Великобритании льготы касаются не только физических лиц, но и учреждений — галереям и музеям возвращается НДС с их приобретений.

Ввоз произведений искусства (не из стран Европейского Союза) облагается по сниженной налоговой ставке в 5%.

США: страна филантропов

Соединенные Штаты часто называют страной филантропов. По сравнению с Великобританией налоговые льготы в США гораздо более щедры с точки зрения того, какого рода искусство можно дарить, здесь не существует эквивалента проверки на исключительность. Но правила применения разнообразных льгот сложны и зависят, например, от того, какое учреждение получает произведение искусства и как это произведение было изначально приобретено дарителем. Налоговая льгота может быть реализована в виде вычета из чистого дохода физического лица или из налога на наследство (федеральный налог на наследство составляет 40% при суммах свыше $5,34 млн).

Для этого обязательно требуется тщательное изучение реальной рыночной стоимости произведения. Для пожертвований на сумму свыше $5 тыс. требуется «профессиональная оценка стоимости» квалифицированным специалистом. Величина льготы зависит от двух факторов. Первый — «формат» владения искусством. Если оно в собственности более одного года, квалифицируется как капитальный актив и является «предметом коллекционирования», льгота больше. Если создано дарителем, хранилось как товарно-материальная ценность у арт-дилера или им владели менее одного года до времени пожертвования — меньше. Второй фактор — статус организации, получающей дар. Если это публичная организация или благотворительный фонд, льгота будет выше; если частный закрытый фонд — льгота сокращается. Налогов на ввоз или вывоз искусства в США нет.

ЕС: варианты стимулирования

В странах ЕС налоговые льготы в области искусства пока менее разработаны, чем в Великобритании и США. Правительства опасаются социальных последствий, связанных с поддержкой личной собственности. Тем не менее решение правительства Франции исключить искусство из налога на богатство в конце 2012 года демонстрирует понимание важности этого вопроса.

Франция наряду с Великобританией исторически является самым большим рынком искусства и антиквариата в Европе. Здесь основные налоговые льготы для частных коллекционеров связаны с их меценатской поддержкой государственных собраний и представляют собой эквивалент схемы «принятия вместо» (введенной в 1968 году), причем ценность предмета дарения определяет правительственная комиссия. Любые дары искусства государству во Франции также освобождаются от налога на наследство, а дарителю разрешается держать такие работы у себя до смерти обоих супругов.

В Германии и в Италии действуют льготные вычеты из налога на наследство, аналогичные британскому «условному освобождению». В Германии требуется, чтобы любой доход, полученный от предоставления доступа к произведению искусства, был меньше затрат на его содержание, а в Италии, как ни странно, нет необходимости разрешать общественный доступ к ценному артефакту. Как правило, произведение искусства, приобретенное коллекционером, облагается по обычной ставке НДС (в Великобритании, например, она составляет 20%). Однако в случае если коллекционер ввозит произведение искусства из стран, не входящих в ЕС, применяются пониженные ставки НДС. Выше всего они в Италии и Испании — 10%. Для Франции ставка составляет 5,5%; недавно в соответствии с ней, с 10 до 5,5%, была понижена ставка НДС при прямых продажах произведений авторами.

Несмотря на то что мы предприняли все усилия, чтобы информация была проверенной и свежей, вы можете использовать ее только в ознакомительных целях.

Льготы и запреты: новости налогообложения

Обсуждение проблем, связанных с налогами на искусство, иногда вызывает бурную реакцию в арт-кругах.

Германия: новый режим НДС

Федеральная немецкая ассоциация галерей и арт-дилеров заявила, что новый режим НДС, попытка введения которого была предпринята федеральным правительством под давлением ЕС в январе 2014 года, привел к «хаосу» на арт-рынке.

Федеральное правительство планировало поднять ставку НДС на продажу предметов искусства с 7% до общей — 19%. Негативный эффект должен был нивелироваться принятием французской модели, при которой ставка НДС от продажи произведений искусства «аккредитованными продавцами» рассчитывается не на основе стоимости предмета, а исходя из «твердой маржи» полученного дохода, зафиксированной на уровне 30% от продажной цены. Во Франции для того, чтобы считаться «аккредитованным», продавец должен предоставить доказательства деятельности по продвижению художников, например организации выставок, участия в ярмарках искусства или публикации каталогов. Французская модель должна была вступить в силу в Германии 1 января 2014 года, но в последний момент ее заблокировали министры финансов федеральных земель. Теперь арт-дилеры утверждают, что не знают, что делать: платить ли НДС по полной ставке на всю цену предмета или только на «твердую маржу» дохода от продажи.  Изабель Спайсер

Гонконг: минимум налогов и фрипорты

Многие считают Гонконг своего рода Эльдорадо арт-рынка — с этим легко согласиться, если учесть минимальное налогообложение как юридических лиц, ведущих деятельность на его территории, так и богатых физических лиц. Здесь нет ввозных пошлин на произведения искусства и нет НДС. Не существует «авторских прав» при перепродаже произведений искусства, по которым художник получает определенный процент. Резиденты страны не платят налогов на доход от прироста капитала, на наследование и подарки. А подоходный налог и налоги на предпринимательскую деятельность низкие (подоходный налог по скользящей шкале от 2 до 17%, налоги на предпринимательскую деятельность — 15–16,5%).



Продажа произведений искусства резидентами налогом не облагается, для нерезидентов ставки мизерны. Поэтому для галерей из Лондона и Нью-Йорка выгодно открывать филиалы в Гонконге. Немало европейских галерей уже обзавелись здесь отделениями — правда, далеко не все смогли сделать это в центральных и престижных районах, где препятствием стала заоблачная цена недвижимости.

Правительство Гонконга стимулирует благотворительность. Денежные пожертвования или дарение произведений искусства позволяют уменьшить налоговые вычеты до 35% от налогооблагаемого дохода или прибыли. С финансовой точки зрения Гон­конг остается исключительно привлекатель­ным, в том числе по сравнению с остальным регионом. Материковая часть Китая может похвастать своими свободными экономическими зонами, есть планы по созданию порта свободной торговли в столице (хотя они были отложены), а Christie’s и Sotheby’s докладывают о стабильных продажах в Шанхае и Пекине. Однако сочетание ввозных пошлин, сложной таможенной системы, цензурирования определенных произведений искусства и высоких налогов на доходы и собственность приводит к закрытию некоторых галерей на материке и переезду дилеров и художников, в частности, в Гонконг.  Изабель Офруа

Италия: крупные льготы для меценатов

Самое последнее изменение в итальянском налоговом законодательстве — принятие исторического законодательного акта, внесенного этим летом на рассмотрение министром культуры Дарио Франческини. Одна из важнейших инициатив акта — проект Art Bonus, система налоговых послаблений для физических лиц и предприятий в целях поощрения пожертвований государственным музеям, археологическим памятникам, библиотекам и государственным архивам, а также поддержания и реставрации объектов культурного наследия.

Физические лица могут получить 65% налогового вычета в 2014 и 2015 годах и 50% вычета в 2016-м за пожертвования в размере 15% их годового налого­облагаемого дохода. То же самое относится к предприятиям, жертвующим сумму до 0,5% своего годового оборота. Многие усматривают в принятии нового закона признание правительством потребности в немедленной помощи со стороны частных лиц в поддержке культурного наследия страны и ее многочисленных институций, находящихся в бедственном положении.

Прежде частные пожертвования в области культуры в Италии традиционно рассматривались с крайним подозрением, в отличие от Великобритании и США, где частное спонсорство всегда активно поощрялось. Кроме того, налоговый вычет для частных лиц и некоммерческих организаций допускался всего лишь в размере 19% от стоимости предмета дарения (деньгами или произведениями искусства). В результате общая сумма пожертвований от частных лиц из года в год сокращалась.  Эрманно Риветти

Сингапур: земля в обмен на искусство

В Сингапуре действует один из самых благоприятных режимов налогообложения, максимальный предел подоходного налога составляет здесь 20%. Не существует налогов на богатство, наследство и доход от прироста капитала, что привлекает капитал со всего мира.

В 2012 году каждый 30-й гражданин Сингапура был долларовым миллионером, многие являются коллекционерами произведений искусства, поэтому правительство предоставляет ряд стимулов для поощрения благотворительной деятельности. Предприятия и физические лица могут либо дарить произведения искусства государственным учреждениям, либо заказывать и выставлять их для публичного показа — и получать вычеты из налого­облагаемой базы.
Кроме того, мелкие и средние предприятия, затеявшие некий художественный проект, могут получать субсидии из специального фонда, недавно созданного правительством. Крупным компаниям, например застройщикам, предлагается выставлять для публичного показа произведения искусства и получать дополнительные земельные участки. Именно поэтому в Сингапуре сейчас так много уличной скульптуры.

Тем не менее коллекционеры и продавцы искусства меньше довольны налогами, применяемыми к арт-рынку: импортируемые произведения искусства облагаются 7% НДС (или 7% ввозной пошлины). Правда, с 2010 года коллекционеры получили возможность избегать этих трат: неподалеку от аэропорта Чанджи построен «фрипорт», созданный по образцу порто-франко Женевы. На трех уровнях располагается 24 демонстрационных зала, в них проходит показ работ клиентов и аукционных домов и организуются выставки и продажи. Если произведения находятся здесь, то они не облагаются НДС и ввозными пошлинами, поэтому теперь многие инвесторы предпочитают покупать произведения за границей и доставлять их сюда.  Марион Зимфель

США: борьба за право следования

Федеральный закон об «авторских правах» для художников, то есть возможность для автора получать свою долю при перепродажах его произведений, был принят в США совсем недавно — в феврале 2014 года. И уже летом конгресс рассматривал возможность поправок к нему: предлагалось повысить долю отчислений (сейчас авторы получают 5% от стоимости перепродажи произведения на аукционе на сумму более чем $5 тыс. и до $35 тыс.) и понизить налоги на них.  Хелен Стоилас

Благодарим за помощь в подготовке материала Марину Капьеву, эксперта по налоговому законодательству.

Просмотры: 17742
Популярные материалы
1
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
2
Музею Востока исполняется 100 лет
К своему юбилею Государственный музей искусства народов Востока подходит на пике территориального расширения. Осваивая новые для себя пространства, институция одновременно стремится не забывать о присущей ей научной фундаментальности.
10 октября 2018
3
Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»
Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству.
12 октября 2018
4
Коллекционер заберет изрезанный на Sotheby’s холст Бэнкси, уже ставший другой работой
Аукционный дом объявил себя едва ли не соавтором Бэнкси, назвав случай на недавних торгах «первым, когда перформанс был продан на аукционе».
12 октября 2018
5
Как продавать бесценное: уловки успешных арт-дилеров
Искусство продается и покупается, арт-рынок растет, а мы вспоминаем о самых предприимчивых галеристах и их излюбленных тактиках, проверенных десятилетиями.
10 октября 2018
6
Коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской снова продается
На аукционе Sotheby’s в Лондоне будет представлено более 300 лотов из коллекции великих музыкантов: мебель, ювелирные украшения, произведения русского искусства, книги и музыкальные инструменты.
11 октября 2018
7
Осень ветхосоветского модернизма
Спасением монументального наследия позднесоветского времени занимаются в основном градозащитники и отдельные энтузиасты.
15 октября 2018
8
Как реставрировались работы Врубеля, Верещагина, Гончаровой, показывает Центр Грабаря
Выставка «Век ради вечного» приурочена к 100-летию Научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря.
11 октября 2018
9
В выставке «Красный» в Гран-пале примут участие Третьяковка, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русский музей
Проект объединит в Париже авангард, соцреализм и неофициальное советское искусство
12 октября 2018
10
Британский музей не станет открывать залы с коллекцией древних барельефов
В подземных галереях, закрытых с 2006 года, все еще хранится ассирийский рельеф стоимостью £100 млн. Про спрятанные там сокровища не то чтобы забыли — использование залов цокольного этажа по-прежнему признается нерациональным.
10 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru