18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Налоги на искусство

Невзирая на кризисные явления, налоговые льготы в области искусства в западных странах пока остаются щедрыми. Стремление государств сохранить национальное художественное наследие выражается во множестве налоговых послаблений при владении произведениями искусства и передаче их по наследству либо при дарении государственным институциям. Тем временем в России наконец принят закон о меценатстве, он определил юридический статус частных лиц, помогающих культуре, но пока не предоставил им никаких налоговых льгот.

За что платят коллекционеры в России и мире

В ответ на финансовый кризис по всему миру правительства принимают те или иные «строгие экономические меры» — от снижения государственных расходов до повышения размера налогов. От этого неизбежно страдают богатые: в ряде стран эта тенденция приводит к увеличению налогов на наследство и богатство. Однако в большинстве случаев тенденция не коснулась предметов искусства, находящихся в руках отдельных коллекционеров. Отчасти это объясняется пониманием вклада, который вносит торговля искусством в экономику, и того значения, которое имеет сохранение произведений внутри страны. Фактически в последнее время во многих западных странах произошло снижение или усовершенствование налоговых ставок в целях поддержки частных и государственных коллекций произведений искусства. Были введены стимулирующие меры — более активные в Великобритании и США, чем в странах континентальной Европы. Россия тоже сделала шаг в этом направлении, пока, правда, очень небольшой.

Россия: проблемы ввоза и вывоза

По некоторым параметрам, например отсутствие налога на богатство и наследование произведений искусства, Россия кажется страной, удобной для коллекционеров. В то же время у нас не предусмотрено никаких налоговых льгот для дарителей художественных ценностей и меценатов, а налог на коммерческий ввоз произведений заметно затрудняет оборот произведений искусства.

В проекте закона о меценатской деятельности, внесенном в Госдуму в апреле 2013 года, предлагалось «предоставлять меценату право включать средства, направляемые получателям меценатской поддержки, в состав внереализационных расходов в том отчетном периоде, в котором были произведены соответствующие расходы, в размере, не превышающем 10% полученной в этом периоде налогооблагаемой прибыли, исчисленной без учета указанных расходов». Однако в окончательном варианте закона, принятом 4 ноября 2014 года, такой статьи нет, а единственной мерой государственного стимулирования меценатской деятельности являются расплывчатые «меры экономической поддержки меценатов и получателей меценатской поддержки в соответствии с законодательством РФ, установление и присуждение меценатам наград и почетных званий». Правда, думский Комитет по культуре рассчитывает в 2015 году принять две поправки к закону: одну — по налоговым льготам, другую — по упрощению для меценатов-иностранцев получения въездных виз, разрешения на работу и гражданства.

Налог при перепродаже произведений искусства в России рассчитывается по тем же ставкам и правилам, что при продаже квартир или машин. Если имущество находилось в собственности продавца более трех лет, доход от его реализации освобождается от налогообложения. Если менее трех лет — ставка налога для резидентов РФ составляет 13%, однако можно воспользоваться налоговым вычетом (уменьшить налогооблагаемую сумму, но не более чем на 250 тыс. руб.). Физические лица, получающие доход от продажи имущества (скажем, картин), обязаны самостоятельно исчислять налоги и предоставлять декларацию в налоговые органы.

Камнем преткновения в российском обороте искусства является закон о ввозе-вывозе культурных ценностей. Вывозить произведения искусства возрастом старше 100 лет из России не то чтобы дорого, а просто нельзя (разве что по специальному разрешению Министерства культуры). Постоянный ввоз возможен: согласно действующим таможенным правилам ввозимые в страну произведения искусства могут как облагаться, так и не облагаться налогами.

Юридическое лицо, ввозящее предмет, признанный письмом Министерства культуры «культурной ценностью» (обычно в таком случае предмету более 100 лет и он создан известным автором) или «предметом культурного назначения» (предмету менее 100 лет или автор его неизвестен), в любом случае платит 18% НДС от стоимости и 0% таможенной пошлины. Никаких ограничений по дальнейшему обороту не предусмотрено.

Если произведение искусства ввозит физическое лицо, причем для личного использования, при условии декларирования и регистрации оно не подлежит налогообложению и ввозится бесплатно. Если же физическое лицо привозит культурную ценность или предмет культурного назначения для дальнейшей продажи («с выпуском в свободное обращение»), нужно уплатить пошлину 30% от стоимости произведения (за нее принимается сумма, поставленная в документах о покупке на аукционе или у галериста, НДС в этом случае равен нулю). На произведения искусства стоимостью менее $10 тыс. и весом менее 10 кг (причем привезенные на самолете) это правило не распространяется, их можно ввозить, уплатив лишь совсем небольшие таможенные сборы.

На осеннем Антикварном салоне в Центральном доме художника распространился слух, будто один из уважаемых арт-дилеров, покупавший картины на лондонских аукционах и в парижских галереях, ввозивший их «для личного использования» и тут же перепродававший (ничего ужасного, так на русском рынке делает 90% участников, иначе произведений искусства для продажи просто неоткуда будет взять), подвергся за это неким преследованиям. В результате многие крупные антиквары выставляться на салоне поостереглись, а другие не показали новых, недавно привезенных в Россию картин.

Законом действительно предусмотрена административная ответственность за «недостоверное декларирование». Она грозит штрафом или даже конфискацией недостоверно задекларированного имущества. Но для этого должны быть доказаны неоднократные и системные факты того, что частное лицо, беспошлинно ввозящее культурные ценности, на самом деле ведет предпринимательскую деятельность и получает с этого прибыль. Сделать это непросто (хотя бы потому, что при купле-продаже искусства в России и продавцы и покупатели нередко не оформляют никаких документов). Контроль за тем, как используется ввезенное, может вестись таможней «в течение трех лет после выпуска товара» (произведения искусства и предметы коллекционирования относятся к «товарной номенклатуре 97»), после чего претензий к владельцу быть не может. 

Благодарим за помощь в подготовке материала Анастасию Нариманову, директора Международной ярмарки изящных искусств.

Великобритания: главные схемы

Британия предоставляет широкий набор налоговых стимулов для владельцев искусства, главным образом это касается налогов на наследство и на прирост капитала, а с недавних пор и подоходного налога.

Наиболее известна налоговая схема «принятие вместо» (acceptance-in-lieu), ее вариант существует в Великобритании более 100 лет. По этой схеме наследник может передавать произведения искусства в государственную собственность, при этом рыночная стоимость произведения вычитается из суммы налога на наследство (текущая налоговая ставка равна 40%). Статус предметов, которые могут приниматься вместо налога, должен быть «исключительным», то есть произведение обязано иметь особое значение либо само по себе, либо в сочетании с другими предметами. Даритель может указывать институцию, которая получит произведение искусства, хотя это не обязательно.

Есть и другая схема (называемая «условное освобождение») для льгот по налогу на наследство, касающаяся произведений искусства, если они «имеют культурно-историческое значение». Такая схема позволяет произведению перейти к наследнику без уплаты налога при условии, что тот разрешит разумный доступ публики к нему (в форме частных показов или предоставления его во временное пользование культурными институциям) и будет принимать меры по его сохранению.

Льгота по налогу на наследство также возможна, если произведение искусства после смерти его владельца передается в дар благотворительному учреждению. Тогда этот объект освобождается от налога на наследство, и если стоимость подаренного составляет больше чем 10% от стоимости наследства, то налоговая ставка, применяемая к этому наследству, сокращается на 10% (при текущих ставках 36%, а не 40% от стоимости имущества, подлежащего налогообложению). В этом случае произведению не обязательно быть «исключительным» по качеству и значению.
До недавнего времени в Великобрита­нии никаких льгот по подоходному налогу для меценатов-дарителей не было. Но, после того как галереи и музеи провели ряд кампаний, в апреле 2012 года была введена «схема передачи в дар предметов культуры». Она работает так же, как схема «принятия вместо», и дает возможность меценату дарить произведения искусства (опять же при условии, что они считаются исключительными) и получать льготы по подоходному налогу или налогу на прирост капитала либо в год дарения, либо в любой год из последующих четырех лет. Сумма льготы подсчитывается из расчета 30% от стоимости произведения на рынке.

В Великобритании льготы касаются не только физических лиц, но и учреждений — галереям и музеям возвращается НДС с их приобретений.

Ввоз произведений искусства (не из стран Европейского Союза) облагается по сниженной налоговой ставке в 5%.

США: страна филантропов

Соединенные Штаты часто называют страной филантропов. По сравнению с Великобританией налоговые льготы в США гораздо более щедры с точки зрения того, какого рода искусство можно дарить, здесь не существует эквивалента проверки на исключительность. Но правила применения разнообразных льгот сложны и зависят, например, от того, какое учреждение получает произведение искусства и как это произведение было изначально приобретено дарителем. Налоговая льгота может быть реализована в виде вычета из чистого дохода физического лица или из налога на наследство (федеральный налог на наследство составляет 40% при суммах свыше $5,34 млн).

Для этого обязательно требуется тщательное изучение реальной рыночной стоимости произведения. Для пожертвований на сумму свыше $5 тыс. требуется «профессиональная оценка стоимости» квалифицированным специалистом. Величина льготы зависит от двух факторов. Первый — «формат» владения искусством. Если оно в собственности более одного года, квалифицируется как капитальный актив и является «предметом коллекционирования», льгота больше. Если создано дарителем, хранилось как товарно-материальная ценность у арт-дилера или им владели менее одного года до времени пожертвования — меньше. Второй фактор — статус организации, получающей дар. Если это публичная организация или благотворительный фонд, льгота будет выше; если частный закрытый фонд — льгота сокращается. Налогов на ввоз или вывоз искусства в США нет.

ЕС: варианты стимулирования

В странах ЕС налоговые льготы в области искусства пока менее разработаны, чем в Великобритании и США. Правительства опасаются социальных последствий, связанных с поддержкой личной собственности. Тем не менее решение правительства Франции исключить искусство из налога на богатство в конце 2012 года демонстрирует понимание важности этого вопроса.

Франция наряду с Великобританией исторически является самым большим рынком искусства и антиквариата в Европе. Здесь основные налоговые льготы для частных коллекционеров связаны с их меценатской поддержкой государственных собраний и представляют собой эквивалент схемы «принятия вместо» (введенной в 1968 году), причем ценность предмета дарения определяет правительственная комиссия. Любые дары искусства государству во Франции также освобождаются от налога на наследство, а дарителю разрешается держать такие работы у себя до смерти обоих супругов.

В Германии и в Италии действуют льготные вычеты из налога на наследство, аналогичные британскому «условному освобождению». В Германии требуется, чтобы любой доход, полученный от предоставления доступа к произведению искусства, был меньше затрат на его содержание, а в Италии, как ни странно, нет необходимости разрешать общественный доступ к ценному артефакту. Как правило, произведение искусства, приобретенное коллекционером, облагается по обычной ставке НДС (в Великобритании, например, она составляет 20%). Однако в случае если коллекционер ввозит произведение искусства из стран, не входящих в ЕС, применяются пониженные ставки НДС. Выше всего они в Италии и Испании — 10%. Для Франции ставка составляет 5,5%; недавно в соответствии с ней, с 10 до 5,5%, была понижена ставка НДС при прямых продажах произведений авторами.

Несмотря на то что мы предприняли все усилия, чтобы информация была проверенной и свежей, вы можете использовать ее только в ознакомительных целях.

Льготы и запреты: новости налогообложения

Обсуждение проблем, связанных с налогами на искусство, иногда вызывает бурную реакцию в арт-кругах.

Германия: новый режим НДС

Федеральная немецкая ассоциация галерей и арт-дилеров заявила, что новый режим НДС, попытка введения которого была предпринята федеральным правительством под давлением ЕС в январе 2014 года, привел к «хаосу» на арт-рынке.

Федеральное правительство планировало поднять ставку НДС на продажу предметов искусства с 7% до общей — 19%. Негативный эффект должен был нивелироваться принятием французской модели, при которой ставка НДС от продажи произведений искусства «аккредитованными продавцами» рассчитывается не на основе стоимости предмета, а исходя из «твердой маржи» полученного дохода, зафиксированной на уровне 30% от продажной цены. Во Франции для того, чтобы считаться «аккредитованным», продавец должен предоставить доказательства деятельности по продвижению художников, например организации выставок, участия в ярмарках искусства или публикации каталогов. Французская модель должна была вступить в силу в Германии 1 января 2014 года, но в последний момент ее заблокировали министры финансов федеральных земель. Теперь арт-дилеры утверждают, что не знают, что делать: платить ли НДС по полной ставке на всю цену предмета или только на «твердую маржу» дохода от продажи.  Изабель Спайсер

Гонконг: минимум налогов и фрипорты

Многие считают Гонконг своего рода Эльдорадо арт-рынка — с этим легко согласиться, если учесть минимальное налогообложение как юридических лиц, ведущих деятельность на его территории, так и богатых физических лиц. Здесь нет ввозных пошлин на произведения искусства и нет НДС. Не существует «авторских прав» при перепродаже произведений искусства, по которым художник получает определенный процент. Резиденты страны не платят налогов на доход от прироста капитала, на наследование и подарки. А подоходный налог и налоги на предпринимательскую деятельность низкие (подоходный налог по скользящей шкале от 2 до 17%, налоги на предпринимательскую деятельность — 15–16,5%).



Продажа произведений искусства резидентами налогом не облагается, для нерезидентов ставки мизерны. Поэтому для галерей из Лондона и Нью-Йорка выгодно открывать филиалы в Гонконге. Немало европейских галерей уже обзавелись здесь отделениями — правда, далеко не все смогли сделать это в центральных и престижных районах, где препятствием стала заоблачная цена недвижимости.

Правительство Гонконга стимулирует благотворительность. Денежные пожертвования или дарение произведений искусства позволяют уменьшить налоговые вычеты до 35% от налогооблагаемого дохода или прибыли. С финансовой точки зрения Гон­конг остается исключительно привлекатель­ным, в том числе по сравнению с остальным регионом. Материковая часть Китая может похвастать своими свободными экономическими зонами, есть планы по созданию порта свободной торговли в столице (хотя они были отложены), а Christie’s и Sotheby’s докладывают о стабильных продажах в Шанхае и Пекине. Однако сочетание ввозных пошлин, сложной таможенной системы, цензурирования определенных произведений искусства и высоких налогов на доходы и собственность приводит к закрытию некоторых галерей на материке и переезду дилеров и художников, в частности, в Гонконг.  Изабель Офруа

Италия: крупные льготы для меценатов

Самое последнее изменение в итальянском налоговом законодательстве — принятие исторического законодательного акта, внесенного этим летом на рассмотрение министром культуры Дарио Франческини. Одна из важнейших инициатив акта — проект Art Bonus, система налоговых послаблений для физических лиц и предприятий в целях поощрения пожертвований государственным музеям, археологическим памятникам, библиотекам и государственным архивам, а также поддержания и реставрации объектов культурного наследия.

Физические лица могут получить 65% налогового вычета в 2014 и 2015 годах и 50% вычета в 2016-м за пожертвования в размере 15% их годового налого­облагаемого дохода. То же самое относится к предприятиям, жертвующим сумму до 0,5% своего годового оборота. Многие усматривают в принятии нового закона признание правительством потребности в немедленной помощи со стороны частных лиц в поддержке культурного наследия страны и ее многочисленных институций, находящихся в бедственном положении.

Прежде частные пожертвования в области культуры в Италии традиционно рассматривались с крайним подозрением, в отличие от Великобритании и США, где частное спонсорство всегда активно поощрялось. Кроме того, налоговый вычет для частных лиц и некоммерческих организаций допускался всего лишь в размере 19% от стоимости предмета дарения (деньгами или произведениями искусства). В результате общая сумма пожертвований от частных лиц из года в год сокращалась.  Эрманно Риветти

Сингапур: земля в обмен на искусство

В Сингапуре действует один из самых благоприятных режимов налогообложения, максимальный предел подоходного налога составляет здесь 20%. Не существует налогов на богатство, наследство и доход от прироста капитала, что привлекает капитал со всего мира.

В 2012 году каждый 30-й гражданин Сингапура был долларовым миллионером, многие являются коллекционерами произведений искусства, поэтому правительство предоставляет ряд стимулов для поощрения благотворительной деятельности. Предприятия и физические лица могут либо дарить произведения искусства государственным учреждениям, либо заказывать и выставлять их для публичного показа — и получать вычеты из налого­облагаемой базы.
Кроме того, мелкие и средние предприятия, затеявшие некий художественный проект, могут получать субсидии из специального фонда, недавно созданного правительством. Крупным компаниям, например застройщикам, предлагается выставлять для публичного показа произведения искусства и получать дополнительные земельные участки. Именно поэтому в Сингапуре сейчас так много уличной скульптуры.

Тем не менее коллекционеры и продавцы искусства меньше довольны налогами, применяемыми к арт-рынку: импортируемые произведения искусства облагаются 7% НДС (или 7% ввозной пошлины). Правда, с 2010 года коллекционеры получили возможность избегать этих трат: неподалеку от аэропорта Чанджи построен «фрипорт», созданный по образцу порто-франко Женевы. На трех уровнях располагается 24 демонстрационных зала, в них проходит показ работ клиентов и аукционных домов и организуются выставки и продажи. Если произведения находятся здесь, то они не облагаются НДС и ввозными пошлинами, поэтому теперь многие инвесторы предпочитают покупать произведения за границей и доставлять их сюда.  Марион Зимфель

США: борьба за право следования

Федеральный закон об «авторских правах» для художников, то есть возможность для автора получать свою долю при перепродажах его произведений, был принят в США совсем недавно — в феврале 2014 года. И уже летом конгресс рассматривал возможность поправок к нему: предлагалось повысить долю отчислений (сейчас авторы получают 5% от стоимости перепродажи произведения на аукционе на сумму более чем $5 тыс. и до $35 тыс.) и понизить налоги на них.  Хелен Стоилас

Благодарим за помощь в подготовке материала Марину Капьеву, эксперта по налоговому законодательству.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+