The Art Newspaper Russia
Поиск

Галеристы пакуют чемоданы

В наступающем году галерейная карта Москвы изменится до неузнаваемости. Галереи ищут новые площадки и стараются держаться вместе во что бы то ни стало

В 2019 году завсегдатаям вернисажей придется менять привычные маршруты. Новые адреса ищут и антиквары, и галереи современного искусства. Первые снимаются с места вынужденно, гонимые грядущей реконструкцией Центрального дома художника, вторые меняют дислокацию в поисках новых форматов и новых клиентов. Галереи-обитательницы ЦДХ (включая таких известных игроков антикварного рынка, как «Элизиум» и «Кабинетъ») должны освободить помещения до 31 марта 2019 года. Затем, после реконструкции, которую проведет бюро Рема Колхаса OMA, здание полностью зай­мет Государственная Третьяковская галерея. Взамен мэрия Москвы предложила антикварам помещения в Гостином Дворе. Но галеристы от этой идеи не в восторге, многих беспокоит отсутствие у здания собственной парковки. Есть и другие сложности. «Гостиный Двор мне не нравится. Смущают низкие потолки и близость к администрации нашего мэра. Я человек независимый, не люблю близости с чиновничьим миром, — прямо заявляет галерист Анатолий Боровков (галерея «Русский авангард 1910–1930 годов»). — Там постоянно проходят мероприятия мэрии и администрации президента, в это время галереи будут закрыты». 

Альтернативу предлагает директор ЦДХ и компании «Экспо-парк. Выставочные проекты» Василий Бычков. Он планирует превратить в галерейный центр здание бывшего зала торжеств «Форум-холл» близ Павелецкого вокзала, первоначально один из цехов кожевенной фабрики, переделанной ныне в бизнес-центр. На момент сдачи номера в печать переговоры об аренде с собственниками здания вступили в финальную стадию. «Формат ЦДХ, где художественные галереи, багетные мастерские и другие сервисные организации, магазинчики дают солидную часть бюджета, а мы им обеспечиваем выставками целевой трафик, довольно редкий, — говорит Бычков. — Это единственное подходящее для него здание, которое я нашел». У нового центра будет своя парковка, а до метро, по словам Бычкова, всего семь минут пешком. Площадь здания 7 тыс. кв. м; половину займут арендаторы, а для выставок самого «Экспо-парка» останется 3,4 тыс. — втрое меньше, чем в ЦДХ. Этого хватит для большинства выставок и ярмарок, за исключением самых крупных: non/fiction, RAAF, Антикварного салона — они переедут в Манеж и Гостиный Двор. Арендные ставки для галерей на новом месте будут ниже, чем в ЦДХ, утверждает Бычков. Он предполагает, что те, кому важно быть поближе к центру, поедут в Гостиный Двор, остальные — на новое место. «Не хотелось бы отрываться от коллектива. Здесь (в ЦДХ. — TANR) мы хороши тем, что сидим все вместе», — замечает Анатолий Боровков.

Того же мнения придерживаются игроки рынка современного искусства. Они готовятся обживать новую площадку — платформу Cube, основанную Надеждой Зиновской и Еленой Белоноговой. Расположена она по странному совпадению в двух шагах от Кремля, как и Гостиный Двор. Cube прячется под зданием отеля Ritz-Carlton на Тверской, на минус втором этаже. «Одна из тенденций мирового рынка сегодня — различные формы коллабораций», — констатирует Белоногова. После окончания ремонта на 1,3 тыс. кв. м разместятся десять небольших отсеков для галерей, устроенных на манер стендов на арт-ярмарке, а также общий склад для произведений искусства, переговорная, кафе, сувенирный магазин, пространство для выставок и даже открытая мастерская, где художники, выбранные галеристами и организаторами, будут творить на глазах у изумленной публики. Концепцию магазина разрабатывает бывший директор по развитию бренда арт-подарков Shaltai Boltai Елена Крылова. Патроном проекта выступает швейцарский коллекционер Ули Сигг, обладатель большого собрания современного китайского искусства. Выставки в общем пространстве будут проводить как галеристы-арендаторы, так и сам центр. Также в планах образовательная программа. Отбором проектов займется экспертный совет из пяти человек. «Подтвердили свое согласие представитель одного из главных российских музеев, международный арт-консультант, российский куратор, представитель аукционного дома, международный эксперт и коллекционер современного искусства», — рассказала Зиновская. 

Официальное открытие центра Cube намечено на апрель, но планируется, что работать он начнет уже в январе. К моменту сдачи номера в печать факт переговоров с Cube подтвердили владельцы галерей «Культ­проект», Osnova, Gridchinhall и петербургской Anna Nova. 

Для других площадка в галерейном «коворкинге» станет дополнением к основной. «Мы туда не переезжаем, а „высовываемся“. Будем ближе к людям», — говорит Сергей Гридчин, чья галерея Gridchinhall расположена в подмосковном селе Ильинское. 

Арт-дилер, основатель Artika Project Эльвира Тарноградская смотрит на проект с оптимизмом: «Это свежий и новый формат, но там сохраняется идея синергии, которая есть на „Винзаводе“».

Впрочем, радости синергии воодушевляют не всех. Есть среди галеристов и те, кто предпочитает одиночество. Например, Александр Корытов, директор галереи J-Art, занимающейся современным искусством и антиквариатом. Раньше она находилась в далеком от проторенных вернисажных троп ТЦ «Сфера», а недавно переехала в столь же неожиданное место — жилой комплекс Art-Residence на «Белорусской», где ее соседями стали адвокатские бюро, студии йоги и всего одна галерея. Корытова привлекли «интересная, вдохновляющая архитектура» и приятная атмосфера, а также наличие «ресторанов, которые можно порекомендовать клиентам». Фактор действительно ключевой: сытый и довольный клиент наверняка отнесется к искусству благосклоннее, чем голодный. 

Материалы по теме
Просмотры: 11427
Популярные материалы
1
Рекорд Мединского: главное за восемь лет
В ожидании назначения нового кабинета министров вспоминаем о главных событиях в культуре, случившихся за рекордные восемь лет пребывания Владимира Мединского на посту министра культуры РФ.
17 января 2020
2
Чайна-таун на Неве
Колоссальный наплыв туристов, который переживает в последние два года Северная столица, грозит парализовать работу главных петербургских музеев.
14 января 2020
3
Ушла из жизни Наталия Шередега
Заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Наталия Шередега умерла 17 января 2020 года, ей было 69 лет.
20 января 2020
4
Умерла Ольга Попова
Выдающийся российский специалист по византийскому искусству скончалась в возрасте 81 года
17 января 2020
5
Галерея Heritage выпустила книгу о советском дизайне 1920–1980-х годов
Кристина Краснянская и Александр Семенов в книге Soviet Design. From Constructivism to Modernism 1920–1980 сочетают теоретические блоки с описанием конкретных практик.
17 января 2020
6
Перед собором Святого Марка в Венеции может появиться двухметровая стена
Организация, отвечающая за состояние собора Святого Марка, хочет защитить его от наводнений при помощи стены из оргстекла.
14 января 2020
7
Музей Орсе запустил Instagram-резиденцию
Французский иллюстратор Жан-Филипп Дельом размышляет о том, что было бы, если бы у художников XIX века был Instagram, и публикует по одной работе в неделю.
14 января 2020
8
Художественный мир вспоминает веселого концептуалиста Джона Балдессари
Калифорнийский художник, обладатель множества наград, в числе которых «Золотой лев» Венецианской биеннале и национальная медаль США в области искусств, скончался 2 января в возрасте 88 лет.
14 января 2020
9
Владимир Смирнов: «Уж дарить так дарить! Что я буду мелочиться перед Третьяковской галереей»
Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина подарил Третьяковке 100 работ современных российских художников. Их можно будет увидеть на выставке в апреле. Владимир Смирнов рассказал нам историю этого дара.
20 января 2020
10
Терминал C в «Шереметьево» выполнен в духе конструктивизма
Оформление международного терминала C московского аэропорта вдохновлено творчеством Владимира Татлина, Александра Родченко и Якова Чернихова
17 января 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru