The Art Newspaper Russia
Поиск

Галеристы пакуют чемоданы

В наступающем году галерейная карта Москвы изменится до неузнаваемости. Галереи ищут новые площадки и стараются держаться вместе во что бы то ни стало

В 2019 году завсегдатаям вернисажей придется менять привычные маршруты. Новые адреса ищут и антиквары, и галереи современного искусства. Первые снимаются с места вынужденно, гонимые грядущей реконструкцией Центрального дома художника, вторые меняют дислокацию в поисках новых форматов и новых клиентов. Галереи-обитательницы ЦДХ (включая таких известных игроков антикварного рынка, как «Элизиум» и «Кабинетъ») должны освободить помещения до 31 марта 2019 года. Затем, после реконструкции, которую проведет бюро Рема Колхаса OMA, здание полностью зай­мет Государственная Третьяковская галерея. Взамен мэрия Москвы предложила антикварам помещения в Гостином Дворе. Но галеристы от этой идеи не в восторге, многих беспокоит отсутствие у здания собственной парковки. Есть и другие сложности. «Гостиный Двор мне не нравится. Смущают низкие потолки и близость к администрации нашего мэра. Я человек независимый, не люблю близости с чиновничьим миром, — прямо заявляет галерист Анатолий Боровков (галерея «Русский авангард 1910–1930 годов»). — Там постоянно проходят мероприятия мэрии и администрации президента, в это время галереи будут закрыты». 

Альтернативу предлагает директор ЦДХ и компании «Экспо-парк. Выставочные проекты» Василий Бычков. Он планирует превратить в галерейный центр здание бывшего зала торжеств «Форум-холл» близ Павелецкого вокзала, первоначально один из цехов кожевенной фабрики, переделанной ныне в бизнес-центр. На момент сдачи номера в печать переговоры об аренде с собственниками здания вступили в финальную стадию. «Формат ЦДХ, где художественные галереи, багетные мастерские и другие сервисные организации, магазинчики дают солидную часть бюджета, а мы им обеспечиваем выставками целевой трафик, довольно редкий, — говорит Бычков. — Это единственное подходящее для него здание, которое я нашел». У нового центра будет своя парковка, а до метро, по словам Бычкова, всего семь минут пешком. Площадь здания 7 тыс. кв. м; половину займут арендаторы, а для выставок самого «Экспо-парка» останется 3,4 тыс. — втрое меньше, чем в ЦДХ. Этого хватит для большинства выставок и ярмарок, за исключением самых крупных: non/fiction, RAAF, Антикварного салона — они переедут в Манеж и Гостиный Двор. Арендные ставки для галерей на новом месте будут ниже, чем в ЦДХ, утверждает Бычков. Он предполагает, что те, кому важно быть поближе к центру, поедут в Гостиный Двор, остальные — на новое место. «Не хотелось бы отрываться от коллектива. Здесь (в ЦДХ. — TANR) мы хороши тем, что сидим все вместе», — замечает Анатолий Боровков.

Того же мнения придерживаются игроки рынка современного искусства. Они готовятся обживать новую площадку — платформу Cube, основанную Надеждой Зиновской и Еленой Белоноговой. Расположена она по странному совпадению в двух шагах от Кремля, как и Гостиный Двор. Cube прячется под зданием отеля Ritz-Carlton на Тверской, на минус втором этаже. «Одна из тенденций мирового рынка сегодня — различные формы коллабораций», — констатирует Белоногова. После окончания ремонта на 1,3 тыс. кв. м разместятся десять небольших отсеков для галерей, устроенных на манер стендов на арт-ярмарке, а также общий склад для произведений искусства, переговорная, кафе, сувенирный магазин, пространство для выставок и даже открытая мастерская, где художники, выбранные галеристами и организаторами, будут творить на глазах у изумленной публики. Концепцию магазина разрабатывает бывший директор по развитию бренда арт-подарков Shaltai Boltai Елена Крылова. Патроном проекта выступает швейцарский коллекционер Ули Сигг, обладатель большого собрания современного китайского искусства. Выставки в общем пространстве будут проводить как галеристы-арендаторы, так и сам центр. Также в планах образовательная программа. Отбором проектов займется экспертный совет из пяти человек. «Подтвердили свое согласие представитель одного из главных российских музеев, международный арт-консультант, российский куратор, представитель аукционного дома, международный эксперт и коллекционер современного искусства», — рассказала Зиновская. 

Официальное открытие центра Cube намечено на апрель, но планируется, что работать он начнет уже в январе. К моменту сдачи номера в печать факт переговоров с Cube подтвердили владельцы галерей «Культ­проект», Osnova, Gridchinhall и петербургской Anna Nova. 

Для других площадка в галерейном «коворкинге» станет дополнением к основной. «Мы туда не переезжаем, а „высовываемся“. Будем ближе к людям», — говорит Сергей Гридчин, чья галерея Gridchinhall расположена в подмосковном селе Ильинское. 

Арт-дилер, основатель Artika Project Эльвира Тарноградская смотрит на проект с оптимизмом: «Это свежий и новый формат, но там сохраняется идея синергии, которая есть на „Винзаводе“».

Впрочем, радости синергии воодушевляют не всех. Есть среди галеристов и те, кто предпочитает одиночество. Например, Александр Корытов, директор галереи J-Art, занимающейся современным искусством и антиквариатом. Раньше она находилась в далеком от проторенных вернисажных троп ТЦ «Сфера», а недавно переехала в столь же неожиданное место — жилой комплекс Art-Residence на «Белорусской», где ее соседями стали адвокатские бюро, студии йоги и всего одна галерея. Корытова привлекли «интересная, вдохновляющая архитектура» и приятная атмосфера, а также наличие «ресторанов, которые можно порекомендовать клиентам». Фактор действительно ключевой: сытый и довольный клиент наверняка отнесется к искусству благосклоннее, чем голодный. 

Материалы по теме
Просмотры: 11658
Популярные материалы
1
Андрей Сарабьянов рассказал о потрясающей находке неизвестных картин русского авангарда
Исследователь русского авангарда Андрей Сарабьянов нашел в Кировской области работы художников начала ХХ века, в том числе Василия Кандинского и Варвары Степановой. Скоро их покажут на выставке в Ельцин Центре в Екатеринбурге.
31 марта 2020
2
Лучшая картина — для короля
Ученые спорят о том, какую из «Данай» Тициан написал для Филиппа II — ту, что из Прадо, или ту, что принадлежит лондонской коллекции Веллингтона.
02 апреля 2020
3
Авангард под присмотром химиков
В последние годы появилось огромное количество подделок русского авангарда. Химический анализ материалов позволяет дать однозначный ответ на вопрос об их подлинности и датировке, считают в лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР.
30 марта 2020
4
Шесть российских музеев вошли в топ самых посещаемых музеев мира за 2019 год
В десятке главных, как и прежде, Эрмитаж. Выставка «Щукин: биография коллекции», прошедшая в ГМИИ им. А.С.Пушкина, лидирует в мировом рейтинге по посещаемости среди российских.
02 апреля 2020
5
Галереи: отчаяние и безудержный креатив
Призывы властей и реальные распоряжения о самоизоляции сделали виртуальное пространство единственным, в котором в ближайшее время могут работать художественные галереи. Галеристы и арт-дилеры оказались в невообразимой прежде ситуации.
31 марта 2020
6
Третьяковская галерея выложила в Cеть фото своих выставок
Музей представил как нашумевшие блокбастеры, так и более камерные проекты.
02 апреля 2020
7
Картину ван Гога похитили из нидерландского музея
В это время музей Сингер Ларен был закрыт на карантин.
31 марта 2020
8
Свежий номер: искусство ушло на карантин, но обещало вернуться, вклад русской княжны в итальянскую культуру и будущее Владимиро-Суздальского музея-заповедника
В продаже появилась новая The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев апрельского номера, а также традиционный гид по миру роскоши.
01 апреля 2020
9
Георгий Литичевский: «Хожу за продуктами и много рисую»
Известный своими комиксами на разные темы, художник Георгий Литичевский оказался во время пандемии в Нюрнберге, откуда шлет нам всем привет и рисунок.
01 апреля 2020
10
Елена Ковылина предлагает перформанс от вируса
Как искусство помогает победить болезни, рассказала художник-перформансист Елена Ковылина.
03 апреля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru