18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Брутальные, но беззащитные

№68
Материал из газеты

Апология брутализма, самого недооцененного архитектурного стиля

После двухлетнего ремонта в январе 2018 года было открыто, получив положительные отзывы, одно из самых известных лондонских зданий в стиле брутализм — центр современного искусства Hayward Gallery на южном берегу Темзы. Означает ли это, что брутализм, наименее любимый большинством архитектурный стиль, вышел из безнадежной ситуации, где долгое время пребывал в забвении? 

Два тома, оформленные в том же «грубом» стиле, что и сама архитектура, которой они посвящены, созданы с тщательностью. Их авторы стараются настроить нас на правильное восприятие брутализма и подвести к осознанию важности подобных зданий, которые мы рискуем потерять из-за пренебрежительного к ним отношения. 

В первом томе мир поделен на 12 регионов, в каждом описывается по 10 важнейших построек — начиная с молокоперерабатывающего завода в Индии и кончая францисканским аббатством в Норвегии. Детально изложена политическая подоплека реализации многих проектов, в частности в краткой статье Даны Вайс о здании Национальной ассамблеи Судана в Хартуме с его сбалансированным сочетанием колониального влияния и местной, суданской культуры. 

Из двух томов по фрагментам складывается история брутализма, но в первую очередь авторы стремятся донести до сознания читателей культурную ценность этого стиля — пока не стало слишком поздно. Если Лондон может себе позволить реставрацию бруталистских построек за государственный счет, то в других местах их не только не спасают, но даже сносят. На страницах с красными номерами отмечены здания, которые находятся под угрозой исчезновения. Например, потрясающий Hôtel du Lac Рафаэля Контиджани в Тунисе, построенный в 1970-е годы, или впечатляющие дворцы спорта в Вильнюсе и Пномпене. Проблема еще и в том, что, хотя многие из них чрезвычайно красивы, они зачастую огромны и их трудно содержать.

Однако не все эти гиганты оказались обременительным имуществом. Правительственное здание Kenyatta International Сonvention (Conference) Centre в Найроби, построенное по проекту Карла Хенрика Нёствика, поддерживается в прекрасном состоянии, оно «стало национальным символом независимости Кении». Таковы хорошие новости. Но даже Великобритания далеко не безупречна: здесь уже погибло слишком много подобной архитектуры.  

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+