18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Уэс Андерсон показал мумию землеройки

Американский кинорежиссер стал куратором необычной выставки в венском Музее истории искусств

Один из самых известных мировых музеев не боится пускать посторонних в святая святых — свои запасники. Время от времени он предлагает знаменитостям из разных сфер выбрать на свой вкус объекты из постоянной коллекции музея и сделать из них выставку. В качестве кураторов-любителей уже засветились американский художник Эд Руша — его проект назывался «Древние украли все наши идеи!» и британский керамист и писатель Эдмунд де Вааль.

Недавно этот список пополнили американский режиссер Уэс Андерсон и его жена, писательница и дизайнер одежды Джуман Малуф. 6 ноября в музее открылась придуманная ими выставка «Мумия землеройки в гробу и другие сокровища».

Накануне открытия один из кураторов музея Джаспер Шарп рассказал: «Эта выставка не будет похожа ни на одну из тех, которые мы делали прежде. Мы сделали Уэсу и Джуман уникальное, но несколько ошеломляющее предложение: изучить все предметы в нашей коллекции — египетские мумии, греческие и римские древности, картины старых мастеров, кунсткамеру, императорскую сокровищницу, драгоценности короны, этнографические объекты, сани и кареты, костюмы...»

Судя по всему, воображение автора «Поезда на Дарджилинг» и «Отеля „Гранд Будапешт“» больше всего поразили именно этнографическая часть собрания и всевозможные курьезы, накопленные поколениями Габсбургов. Под выставку освободили один из залов кунсткамеры — раздела, с которого, собственно, и началась коллекция музея. В собрании императорской династии хитроумные музыкальные автоматы соседствуют с акульими зубами, которые в Средневековье принимали за окаменевшие языки драконов. Примерно такой же причудливый хаос царит и в экспозиции Андерсона и Малуф. Выделенный им зал они разбили на восемь небольших боксов с нишами-витринами. Объекты всех времен и народов выставлены бок о бок, без этикеток, совсем как в старинных кунсткамерах, — словно в пику академичной и насыщенной подробнейшими пояснениями выставке Питера Брейгеля, проходящей этажом выше. Резные деревянные статуи средневековых святых соседствуют с резными же африканскими скульптурами — как говорится, найдите десять отличий. При этом никакой логики в выборе тем для разных частей экспозиции не прослеживается. В одной все предметы — исключительно зеленого цвета: малахитовые шкатулки, платья оттенка изумруда и т. д. Другая от пола до потолка увешана детскими портретами. Третья посвящена животным: именно там нашлось место для египетской мумии землеройки (IV век до нашей эры), давшей название проекту. Иногда создается впечатление, что кураторы собирали не столько выставку, сколько реквизит для будущего фильма: портреты «волосатого человека» и его детей кисти неизвестного мастера, современника Веласкеса, легко себе представить в интерьерах, к примеру, жилища семейки Тененбаум.

Сам дизайн экспозиции изобилует недвусмысленными отсылками к визуальному языку картин Андерсона. Его страсть к симметрии и яркому цвету узнаются с первого взгляда. У каждой комнаты свое цветовое решение, а ниши с экспонатами выстраиваются в сложные фигуры наподобие узоров калейдоскопа. Ключа к своему лабиринту кураторы зрителю намеренно не оставили: работая над выставкой, они принципиально не давали интервью и даже не появились на пресс-конференции в день открытия. Выход один — положиться на интуицию и разгадывать загадки голливудского чародея, дав полную волю фантазии.

Выставка «Мумия землеройки в гробу и другие сокровища» проходит в Музее истории искусств до 28 апреля 2019 года.

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+