18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Лев и орлы вернулись на Остоженку: завершена реставрация особняка Кекушевой

Реставрация одного из самых известных в Москве зданий в стиле модерн проведена впервые с момента его постройки Львом Кекушевым в 1903 году

С напоминающим готический замок особняком на Остоженке связано немало легенд. По одной из них, здесь жила булгаковская Маргарита, другая гласит, что после развода жена Льва Кекушева Анна вышла замуж за его помощника Василия Кузнецова, помогавшего проектировать родовое гнездо. Но когда дом строился, жить в нем Кекушевы и трое их детей собирались долго и счастливо. Чему в немалой степени должно было поспособствовать оснащение по последнему слову техники: здесь было проведено электричество, отопление и канализация. 

После революции, как многие частные московские дома, этот отошел Бюро по обслуживанию иностранцев — предшественнику ГлавУпДК при МИД России, и до недавнего времени тут располагалось бюро военного атташе Египта. 

Сегодня, когда проходишь мимо здания по Остоженке, кажется, что ничего кардинального с ним не случилось, однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что изменений более чем достаточно. 

Самое заметное — на крыше вновь стоит лев, бесследно пропавший в 1920–1930-е годы. Как рассказал The Art Newspaper Russia архитектор ГлавУпДК при МИД России Алексей Очнев, прообразом копии стали львы на мосту Нуссдорфского шлюза через Дунайский канал, построенного главным мастером венского модерна Отто Вагнером. Неизвестно, видел ли Кекушев мост (хотя по времени создания вполне мог), но, если сравнить архивные снимки и этих львов, композиционное сходство очевидно.

Вернулись на башню и утраченные лепные орлы; был расчищен от загрязнений нарядный декор с характерными для модерна растительными мотивами, освобожден от поздних наслоений бетона камень на цоколе, а черепица на крыше теперь воспроизводит историческую по чудом сохранившемуся образцу. Цвету фасадов оставлен прежний колорит, но он стал сложнее: кирпич выкрашен в пять оттенков, как это было и в более раннем доме Кекушева в Глазовском переулке, известном сейчас как особняк Листа.

В здании сделали гидроизоляцию подвала, который страдал от сточных вод с Остоженки, укрепили грунты и усовершенствовали все инженерные системы, раскрыли заложенные в советское время окна и дверные проемы, привели в порядок дошедшие до наших дней ворота. Что касается интерьеров, то им вернули задуманный Кекушевым травянисто-охристый колорит, а двери вновь стали из темного дерева. Специалистов ждала и находка: потолочные балки при подробном исследовании оказались деревянными, а не оштукатуренными гипсовыми, какими их увидели реставраторы. Но главное — была демонтирована и бережно восстановлена лестница из центрального объема здания, вокруг которого построен весь интерьер. 

В общей сложности восстановление особняка заняло четыре года — поровну на проектирование и все работы. Во сколько обошлась реставрация, не сообщается, но аккуратно говорится, что это «колоссальные суммы», которые ГлавУпДК при МИД России готово тратить — главное, чтобы сохранились памятники. Пока что дом пустует, но вскоре его займет иностранное представительство, а для всех заинтересованных он будет открыт в дни исторического и культурного наследия.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+