18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лев и орлы вернулись на Остоженку: завершена реставрация особняка Кекушевой

Реставрация одного из самых известных в Москве зданий в стиле модерн проведена впервые с момента его постройки Львом Кекушевым в 1903 году

С напоминающим готический замок особняком на Остоженке связано немало легенд. По одной из них, здесь жила булгаковская Маргарита, другая гласит, что после развода жена Льва Кекушева Анна вышла замуж за его помощника Василия Кузнецова, помогавшего проектировать родовое гнездо. Но когда дом строился, жить в нем Кекушевы и трое их детей собирались долго и счастливо. Чему в немалой степени должно было поспособствовать оснащение по последнему слову техники: здесь было проведено электричество, отопление и канализация. 

После революции, как многие частные московские дома, этот отошел Бюро по обслуживанию иностранцев — предшественнику ГлавУпДК при МИД России, и до недавнего времени тут располагалось бюро военного атташе Египта. 

Сегодня, когда проходишь мимо здания по Остоженке, кажется, что ничего кардинального с ним не случилось, однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что изменений более чем достаточно. 

Самое заметное — на крыше вновь стоит лев, бесследно пропавший в 1920–1930-е годы. Как рассказал The Art Newspaper Russia архитектор ГлавУпДК при МИД России Алексей Очнев, прообразом копии стали львы на мосту Нуссдорфского шлюза через Дунайский канал, построенного главным мастером венского модерна Отто Вагнером. Неизвестно, видел ли Кекушев мост (хотя по времени создания вполне мог), но, если сравнить архивные снимки и этих львов, композиционное сходство очевидно.

Вернулись на башню и утраченные лепные орлы; был расчищен от загрязнений нарядный декор с характерными для модерна растительными мотивами, освобожден от поздних наслоений бетона камень на цоколе, а черепица на крыше теперь воспроизводит историческую по чудом сохранившемуся образцу. Цвету фасадов оставлен прежний колорит, но он стал сложнее: кирпич выкрашен в пять оттенков, как это было и в более раннем доме Кекушева в Глазовском переулке, известном сейчас как особняк Листа.

В здании сделали гидроизоляцию подвала, который страдал от сточных вод с Остоженки, укрепили грунты и усовершенствовали все инженерные системы, раскрыли заложенные в советское время окна и дверные проемы, привели в порядок дошедшие до наших дней ворота. Что касается интерьеров, то им вернули задуманный Кекушевым травянисто-охристый колорит, а двери вновь стали из темного дерева. Специалистов ждала и находка: потолочные балки при подробном исследовании оказались деревянными, а не оштукатуренными гипсовыми, какими их увидели реставраторы. Но главное — была демонтирована и бережно восстановлена лестница из центрального объема здания, вокруг которого построен весь интерьер. 

В общей сложности восстановление особняка заняло четыре года — поровну на проектирование и все работы. Во сколько обошлась реставрация, не сообщается, но аккуратно говорится, что это «колоссальные суммы», которые ГлавУпДК при МИД России готово тратить — главное, чтобы сохранились памятники. Пока что дом пустует, но вскоре его займет иностранное представительство, а для всех заинтересованных он будет открыт в дни исторического и культурного наследия.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+