The Art Newspaper Russia
Поиск

«Мухоморы» делят собственность

Бывшие участники одной из знаменитых арт-групп советского андеграунда спорят о праве распоряжаться ее наследием

На сайте muhomor.info появилось заявление, подписанное четырьмя из пяти членов арт-группы «Мухомор», существовавшей с 1978 по 1984 год. Свен Гундлах, Константин Звездочетов, Алексей Каменский и Сергей Мироненко обвиняют Владимира Мироненко в присвоении хранившегося у него архива арт-группы. «Архив совместно сделанных работ группы хранился поочередно многими членами группы, о чем все ее участники знали. При этом права авторства и, соответственно, коллективной собственности никем не оспаривались. В последние годы значительная часть архива группы «Мухомор» хранилась у Владимира Мироненко. В 2018 году из публикаций в сети Интернет мы узнали, что Владимир Мироненко без нашего ведома и согласия продает хранящиеся у него наши совместные работы, а вырученные деньги обращает в свою пользу», — сказано в обращении.

На сайте аукциона Vladey действительно можно обнаружить сведения о четырех проданных произведениях группы «Мухомор». Три из них ушли весной этого года и одна — осенью предыдущего. Среди них оформленный Свеном Гундлахом альбом «Выходка-3» с документацией знаменитой акции, во время которой участники группы выложили своими телами на снегу известное слово из трех букв, дав начало целой серии подобных произведений в отечественном искусстве. Он продан за €12 тыс. Общая стоимость остальных трех работ, по данным сайта аукциона Vladey, составила €24 тыс.

Один из подписавшихся под обращением, Сергей Мироненко, сказал нашей газете, что «по необъяснимым причинам» его брат Владимир Мироненко считает оказавшийся у него архив личной собственностью, в то время как члены группы никогда ему ничего в собственность не передавали, речь шла лишь о хранении. В архив входят работы, созданные участниками группы совместно, рисунки отдельных участников группы (в основном Свена Гундлаха), фотографии и документации перформансов. Сергей привлек к делу адвоката Юлию Вербицкую. В суд он тем не менее пока не обращался.

У Владимира Мироненко другая позиция. Он считает, что право авторства и право собственности — разные вещи. «С 1984 года, когда группа распалась, эти работы были у меня, — сказал он The Art Newspaper Russia. — Я их, можно сказать, спас от уничтожения временем. Работы были первые годы после распада группы фактически бесхозные, никем не востребованы и никому не нужны. Потом их стали брать на выставки, но рыночной стоимости они не имели до 2017 года. Тридцать четыре года я хранил их, распоряжался ими как своими, и все знали, что это моя коллекция, никто этого не оспаривал. Более того, в 2010 году вышла большая книга “Мухомор”, в которой под фотографиями этих работ подписано: “Коллекция Владимира Мироненко”. Брат (Сергей Мироненко) сам принимал участие в подготовке этой книги и никак не возражал. Никого эти вопросы не волновали до тех пор, пока я не продал работы и не выяснилось, что они стоят денег. Я не оспариваю ничье авторство, все авторы получают авторские отчисления, я даже предлагал сделать их выше, чем стандартные 5%». Владимир ссылается на норму приобретательной давности, по которой претензии к человеку, открыто пользующемуся неким имуществом как своим, могут предъявляться только в течение трех лет, а также указывает на то, что практически все коллекции советского андеграундного искусства формировались без подтверждающих документов. «Кто-то кому-то что-то отдал, кто-то просто оставил у кого-то работу, кто-то вообще что-то нашел на помойке. У каждого коллекционера есть такие работы. Если сейчас все у всех отнять и поделить, это будет колоссальный передел рынка», — говорит он.

И Сергей, и Владимир Мироненко сказали нашей газете, что надеются на то, что ситуация разрешится без суда.

Арт-группа «Мухомор» основана в 1978 году в Москве Свеном Гундлахом, Константином Звездочетовым, Алексеем Каменским, Владимиром Мироненко и Сергеем Мироненко и получила известность благодаря перформансам, в том числе пародирущим эстетику «московского романтического концептуализма». На много лет опередили мистификации Сергея Курехина акции типа открытого письма Маргарет Тэтчер с требованием освободить Мальдивские («Мухоморские») острова или плана похищения картины «Явление Христа народу» из Третьяковки (с последующей продажей картины и направлением вырученных средств на создание музея концептуального искусства). Пика известности группа достигла после выпуска в 1982 году «Золотого диска», представлявшего собой абсурдные тексты, наложенные на коллажи из песен западной и советской эстрады, оперных арий и т.п.

Наследие группы включает живопись, скульптуры и арт-объекты, оригинальную и тиражную графику, рукописные издания, тексты, фотографии и документацию перформансов. Работы группы находятся в коллекциях Третьяковской галереи, Центра Помпиду и других музеев

Материалы по теме
Просмотры: 581
Популярные материалы
1
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
2
Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»
Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству.
12 октября 2018
3
Коллекционер заберет изрезанный на Sotheby’s холст Бэнкси, уже ставший другой работой
Аукционный дом объявил себя едва ли не соавтором Бэнкси, назвав случай на недавних торгах «первым, когда перформанс был продан на аукционе».
12 октября 2018
4
Осень ветхосоветского модернизма
Спасением монументального наследия позднесоветского времени занимаются в основном градозащитники и отдельные энтузиасты.
15 октября 2018
5
Коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской снова продается
На аукционе Sotheby’s в Лондоне будет представлено более 300 лотов из коллекции великих музыкантов: мебель, ювелирные украшения, произведения русского искусства, книги и музыкальные инструменты.
11 октября 2018
6
Как реставрировались работы Врубеля, Верещагина, Гончаровой, показывает Центр Грабаря
Выставка «Век ради вечного» приурочена к 100-летию Научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря.
11 октября 2018
7
Куратор выставки «Пикассо & Хохлова» Алексей Петухов: «Это очень пронзительная, трагическая и человечная история»
О тайнах семейного сундука, русских письмах, непростых отношениях и появившихся в результате шедеврах рассказал куратор экспозиции в ГМИИ им. А.С.Пушкина, которая откроется 21 ноября.
16 октября 2018
8
В выставке «Красный» в Гран-пале примут участие Третьяковка, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русский музей
Проект объединит в Париже авангард, соцреализм и неофициальное советское искусство
12 октября 2018
9
Скандальной скульптуре Джеффа Кунса все-таки нашли место в Париже
Несмотря на протесты парижан, гигантская инсталляция «Букет тюльпанов» в начале 2019 года будет установлена в сквере около Пти-пале. Американский художник подарил скульптуру Парижу в память о жертвах терактов в ноябре 2015 года.
15 октября 2018
10
Мельниковский гараж Госплана отреставрируют
Мосгорнаследие обещает привести в порядок здание-фару на Авиамоторной, собственник которого получил миллионные штрафы за незаконные работы.
17 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru