18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Рисунок самосохранения Петра Митурича

№67
Материал из газеты

В книге о Митуриче много текстов, но работы художника рассказывают о его судьбе лучше

Этот альбом — полноценная монография, основательный ученый труд, в котором собраны картины и рисунки Петра Митурича, его подробная биография, статьи искусствоведов о его работах, а также воспоминания друзей и учеников художника. Но благодаря составителю Сергею Митуричу, внуку героя книги, ее можно назвать лирической — настолько нежно и трепетно, с любовью и глубоким уважением написал он вступительный биографический очерк, а также подобрал мемуары. 

Судьбу Петра Митурича, как и его сверстников, родившихся в России, а живших и работавших в Советском Союзе, счастливой счесть сложно. А творческую — иначе как драматической и не назовешь. Дворянский сын, не окончивший кадетский корпус, студент Академии художеств и преподаватель Вхутемаса, он начинал как приверженец русского авангарда, отечественной версии модернизма, но под влиянием всем известных внешних обстоятельств окончил жизнь художником традиционным, хотя формальных опытов не оставлял.

В приведенных в книге искусствоведческих статьях упоминается и о его верности натуре — природе, и о непрекращающемся стремлении понять суть, философию и смысл изобразительного творчества. И если в работах 1920-х годов, особенно в оформлении книг Велимира Хлебникова, смелость авангардных художественных решений бросается в глаза, то в поздних, почти медитативных черно-белых рисунках ее, этой смелости, не тренированным в понимании искусства глазом и не заметишь. 

Художественное наследие Митурича, как написала Елена Жукова, «составляют несколько сотен натурных рисунков, около тридцати произведений масляной живописи, оформленные им книги и иллюстрации для журналов, пространственные конструкции и графические вариации, навеянные поэзией и философией Хлебникова. Кроме того, существуют модели и проекты его технических изобретений». Небольшое, надо сказать, наследие для художника, прожившего 69 лет. Но он много своих работ уничтожил, посчитав их неудачей, а в изобретательство, действительно неудачное, ушел как в параллельный мир, идеологической связи с миром реальным не имеющий.

В книге более 200 иллюстраций. Безусловно, большое удовольствие — рассматривать их, но и грустно — следить за тем, как энергия и фонтанирующая фантазия уступают место скупости выразительных средств и глубокой печали. Однако в истории русского искусства Петр Митурич остался художником не только талантливым и умным, но еще и честным. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+