18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Центре имени Грабаря дотянулись до «небес»

На юбилейной выставке в Центре имени Грабаря показывают отреставрированное «небо» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери, что расположена в деревне Хвалинская на территории Кенозерского национального парка

«Ангел». Деталь расписного «неба» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери в деревне Хвалинская. 1790. Кенозерский национальный парк. Фото: ВХНРЦ им. И.Грабаря
«Ангел». Деталь расписного «неба» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери в деревне Хвалинская. 1790. Кенозерский национальный парк.
Фото: ВХНРЦ им. И.Грабаря

Выставка «Век ради вечного» — главное событие юбилейного года, в котором Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря (ВХНРЦ) отмечает 100-летие. А расписные «небеса» конца XVIII века из Кенозерского национального парка — ее главный экспонат.

Это уже десятый подобный живописный комплекс, с которым работают специалисты. Всего в Кенозерье сохранилось 17 «небес» XVIII — начала XX века. Относительная замкнутость территории, особый уклад жизни, на который повлияло старообрядчество, крестьяне как основные заказчики — все это привело к стилистическому смешению примитивных ремесленных росписей и академической традиции, принесенной приглашенными мастерами из крупных городов.

Справка

Особое перекрытие потолка — «небо» — появилось на Русском Севере в конце XVII века. Конструкция была связана, с одной стороны, с новым типом деревянных храмов большего, чем прежде, объема, с другой — со стремлением создать подобие купола в подражание каменным церквям. Перекрытие имеет форму усеченной пирамиды, состоящей из радиальных граней — обычно их 8, 12 или 16. Эти грани покрывались характерными росписями: потолок символизировал небесную сферу с царствием Бога, а сама конструкция напоминала солнце с расходящимися лучами.

Еще…

Хвалинские «небеса» созданы в конце XVIII столетия; они — самые ранние из имеющихся сейчас в национальном парке. Их иконография для Кенозерья уникальна: почти все пространство восьми граней занимают кучевые облака с херувимами, а в центральном медальоне — благословляющий Саваоф. Живая компоновка, разнообразие поворотов и ракурсов, цветосветовая моделировка и колорит — эти особенности напоминают о плафонной живописи каменных храмов и дворцов того времени. Что за художник приезжал на север, неизвестно, но, очевидно, он имел академическое художественное образование и был знаком с западноевропейским искусством.

«Саваоф с херувимами и символами евангелистов». Восьмигранное расписное «небо» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери в деревне Хвалинская. 1790. Дерево, смешанная техника. Общий размер 4,85х4,85 м. Состоит из 14 частей. Кенозерский национальный парк. Фото: ВХНРЦ им. И.Грабаря
«Саваоф с херувимами и символами евангелистов». Восьмигранное расписное «небо» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери в деревне Хвалинская. 1790. Дерево, смешанная техника. Общий размер 4,85х4,85 м. Состоит из 14 частей. Кенозерский национальный парк.
Фото: ВХНРЦ им. И.Грабаря

Однако сохранность комплекса оставляла желать лучшего. Восстановлением хвалинских «небес» занималась целая бригада в течение двух лет. «У нас были две сложные проблемы, — рассказал TANR художник-реставратор Александр Горматюк, возглавлявший эту работу, — с деревянной конструкцией граней и с живописным слоем. В обоих случаях нам пришлось искать нетривиальные решения, задействовать силы разных отделов нашего центра».

В советское время верх часовни был разобран, а «небеса» забелены. В 1960–1970-е годы, когда Кенозерье впервые вызвало интерес у художников и архитекторов, побелку отмыли. Непрофессиональная реставрация привела к значительным потерям красочного слоя. Утраты составляли около 70%, от головок херувимов остались только призрачные силуэты. Потери особенно ощущались на контрасте с сохранившимися фрагментами живописи. Промежутки между досками граней когда-то заклеивались бумагой для утепления, которая и сберегла остатки прежней живописи. По этим фрагментам можно судить, насколько она была энергичной, даже пастозной, в отличие от тех «акварельных тонов», которые имеются теперь.

Деревянную основу сильно повредил жук-точильщик, причем морозостойкий, ведь часовня промерзала зимой. За помощью пришлось обращаться к биологам. Реставраторы частично удалили истлевшую и изъеденную древесину, но большей частью укрепили. Совместно с коллегами из отдела реставрации мебели разработали многослойные вставки из той же породы — сосны, которые позволили целиком восстановить полотно каждой грани. А благодаря технологам из Италии при реставрации впервые в российской практике использовался совершенно новый синтетический материал для восполнения утрат деревянной основы. Безусадочный обратимый материал обрабатывается как дерево и выдерживает большие перепады температуры.

Одна из граней расписного «неба» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери в деревне Хвалинская. 1790. Кенозерский национальный парк. Фото: ВХНРЦ им. И.Грабаря
Одна из граней расписного «неба» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери в деревне Хвалинская. 1790. Кенозерский национальный парк.
Фото: ВХНРЦ им. И.Грабаря

Живопись была выполнена краской на эмульсионном связующем — масле и яичном желтке — и нанесена прямо на выровненную древесину без подложки и грунта. Но из-за утраты связующего в красочном слое живопись стала ближе к пастели, она превратилась в порошащую красочную массу, которая красится от прикосновения. Реставраторы из отдела графики предложили методику для укрепления графики и тонирование с применением тех пигментов, которые обычно используются для мелков пастели.

После участия в выставке к 100-летию Центра имени Грабаря «небеса» отправятся обратно в Кенозерье. Но не в часовню, а в экспозиционное пространство — так называемый Рухлядный амбар (большинство часовен парка не имеет охраны и уже страдало от вандалов). В открытом хранении комплекс ждут зимой те же минус 30 градусов, что и на протяжении последних трех веков. Проведенная реставрация позволит ему без потерь переносить зимние условия, пока в парке не появится музейное помещение с более щадящим температурно-влажностным режимом.

Выставочные залы ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря
Век ради вечного
До 30 ноября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+