18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Гордо реет знамя супрематизма

№66
Материал из газеты

В текущем году супрематизм и его основатель захватили выставочные залы и аукционы. Проект Малевича со товарищи продолжается, теперь уже в экспортном исполнении, как это и задумывалось изначально. Об этом колонка Ильдара Галеева для TANR

Во всемирную победу супрематизма мало кто верил. Рождался он на берегах Невы в 1915-м, в обстановке патриотического подъема масс и антивоенных настроений отдельной прослойки. Россия исправно исполняла свою роль на внешнеполитической сцене, пушками и штыками приучая весь мир уважать себя. Казнокрадам и политическим шулерам внутри страны это было только на руку: экономика давала сбои, народ безмолвствовал и терпел, как его этому и учили. А потом грянул гром, и вместе со сменой декораций потребность в «новых системах в искусстве» (книжку с таким названием Казимир Малевич написал и издал в 1919 году в Витебске) оказалась неизбежностью. Супрематизм обрел свою столицу там, где, в отличие от Москвы и Петрограда, считался не ересью, не опиумом, а вполне себе государственной, хотя бы и локального действия, идеологией. Витебск, где новейшие живописно-пластические опыты апробировались легально и с одобрения властей, получил это право в награду за свою верность идеалам культурной революции: сначала Шагал, а потом и Малевич здесь готовили плацдарм для завоевания если и не всего мира, то уж мира искусств точно.

Витебск и сегодня играет первую скрипку, находясь в статусе вечного и несменяемого символа супрематизма, по крайней мере на выставке в Центре Помпиду, только что завершившейся в Париже, где экспонатам из витебского музея, как и текстам его сотрудников, было уделено особое внимание. Надо отдать должное парижским кураторам: они не стали разыгрывать политическую карту и называть Витебск колыбелью белорусского авангарда. Хотя могли бы — по примеру киевских коллег, всерьез настаивающих на украинском генезисе Малевича (об этом — монография Жан-Клода Маркаде, вышедшая в Киеве в издательстве «Родовид» в 2013 году).

После французских гастролей выставка осенью перемещается за океан, в Нью-Йорк, вероятно с незначительными изменениями в составе. Однако название будет сохранено: оно отражает доминирование трех основных фигурантов витебской коммуны («Шагал, Лисицкий, Малевич»), хотя в экспозицию включены работы 33 художников. И в этом своя логика: 33 богатыря надежно прикрывают тыл трем источникам и трем составным частям авангардного искусства. Тот фон, который они собой формируют, та среда, что ими наполняется, напоминают пестрое одеяло из лоскутков: Пэн и Добужинский, Фальк и Розанова, Кандинский и Клуцис, Гончарова и Кобро. На первый взгляд, в одном котле — неудобоваримо. Но при пристальном рассмотрении такая роскошная панорама имен, характеров и явлений доходчиво объясняет, почему в Витебске все развивалось достаточно споро и как за неполные три года оказались возможны столь грандиозные преобразования. Времени было отпущено катастрофически мало, хроника событий этой трехлетки — своего рода кардиограмма молодого организма, тела нового искусства. Амплитуда скачков напряжения поразительна: от «домашнего» символизма до ультрарадикальной беспредметности. Очень хорошо выявлено поколение «подростков супрематизма» (они же «подранки соцреализма»): Магарил, Якерсон, Юдин, Суетин, Хидекель. На витебских фотографиях 1919–1921 годов они выглядят еще птенцами, взрослеющими под неусыпным оком Ермолаевой, Малевича и Лисицкого.

А накануне выставки в Центре Помпиду две грандиозные ретроспективы прошли в Москве: одна — Лисицкого (Государственная Третьяковская галерея и Еврейский музей), другая — Малевича (ВДНХ, «Рабочий и колхозница»).

Все эти долгие десятилетия до Лисицкого в России, как это ни странно, руки так и не доходили. Подобного масштаба показ творчества одного из ключевых художников века состоялся впервые. Выставка показала Лисицкого многогранным мыслителем, идеи которого оказали влияние на целые направления в искусстве: фотографию, плакат, архитектуру, книжный дизайн, станковую живопись. Лисицкий, как человек-пароход, мог бы заменить собой Баухаус, если бы у нас в стране нашлась такая институция. Оценивая московскую экспозицию, понимаешь, чего не хватало в залах Центра Помпиду. Не было того, что говорило бы о влиянии идей витебского копирайта на художников — как современников, так и последующих поколений; об интернациональной природе супрематизма; о коррекции или даже формировании новых традиций по результатам экспериментов в Витебске. Обозначив лишь «краткий курс истории» (1918–1922), кураторы лишили зрителя возможности взглянуть на витебские события как на феномен в искусстве и педагогике, продолжительный во времени и пространстве.

Выставка Малевича «Не только „Черный квадрат“» на ВДНХ под кураторством Александры Шатских обрела контуры научно-популярного образовательного курса. Она давала представление не только о художнике, но и о тех явлениях культуры, которые гений супрематизма так или иначе был вынужден принимать во внимание. Приятно было видеть, как отдельные пред- ставители молодежи, до того считавшие Малевича не более чем автором холста, который «может нарисовать любой лох», набирались знаниями о шагах художника по пути к «Черному квадрату» — от скромных журнальных иллюстраций и военно-патриотических плакатов к серьезным открытиям в живописи и пространственным трехмерным объектам. Ценность выставки представляется необычайно высокой: она объясняет зрителю сложнейшие теории простым и доступным языком, без высокомерия и надуманного превосходства ученого над неучем.

Другие события года, связанные с героями супрематизма, относятся к практике аукционной торговли. В мае Christie’s с большой помпой объявил о продаже в Нью-Йорке холста Малевича «Супрематическая композиция» (1916). В печати и соцсетях вокруг этого события развернулась нешуточная полемика с политическим подтекстом: окажется ли самое дорогое произведение русской живописи русским же приобретением? способно ли оценить важность этого холста для страны российское государство? будет ли оно вступать в схватку с иноземцами за право владения этим раритетом национального значения? Сетевой тотализатор ни к чему не привел: картина ушла анонимному западному инвестору за вполне разумные деньги — $86 млн. Факт продажи укрепил устоявшуюся парадигму художественного рынка: самые дорогие картины из России — супрематические.

А 20 июня в Лондоне на аукционе Bonhams Малевич выстрелил вновь. В этом ему помог легендарный архивариус русского авангарда, покойный Николай Иванович Харджиев, трагическая фигура которого за последние два десятилетия стала поводом для сплетен и пересудов, а его архив — объектом долгих межгосударственных переговоров. Часть этого архива, едва не пропавшего с радаров исследователей, все же оказалась русской добычей. В июле бесценные для историков искусства документы пересекли границу российской таможенной зоны и теперь находятся в Москве. Многострадальный чемоданчик с бумагами Малевича, «из дальних странствий возвратясь», отныне доступен для научной работы и публикаций.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+