18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Провенанс: не просто строчка в аукционном каталоге — это тайная жизнь произведений искусства

Сборник статей «Провенанс: альтернативная история искусства» объясняет, зачем исследовать происхождение вещей и почему это делать непросто.

Provenance: an Alternative History of Art / Gail Feigenbaum and Inge Reist, eds. Getty Publications. 224 стр. £27,99; $40 (мягкая обложка)

Еще 30 лет назад историки искусства довольно небрежно относились к исследованию происхождения предметов искусства, к тому же этой теме посвящено сравнительно мало публикаций. Изыскания в области провенанса предполагают обработку и систематизацию разрозненной информации и скрупулезное изучение коллекционных отметок и маркировки на самих произведениях. Основными источниками служат проведенная после Второй мировой войны инвентаризация и аукционные каталоги почти 300-летней давности. Довольно редко удается проследить всю цепочку владельцев предметов искусства, затем эти частичные и (значительно реже) полные сведения публиковались в музейных или аукционных каталогах, а иногда и в научных статьях, правда обычно в сносках. Долгие годы это было знание ради знания. Однако в некоторых случаях провенанс можетдобавить ценности произведению искусства. В качестве хрестоматийного примера, подтверждающего данную тенденцию, можно назвать мемуары Эдварда де Вааля Заяц с янтарными глазами.

Благодаря компьютеризации и таким замечательным работам, как изданный в 1983 году «индекс провенанса» Бёртона Фредериксена, сегодня доступно значительно больше данных об истории владения различными предметами антиквариата и художественными произведениями. Хотя задача у данной книги, редакторами которой являются Гейл Фейгенбаул, возглавляющая Исследовательский институт Гетти, и Инге Рейст, руководитель одного из отделов Справочной библиотеки по искусству имени Фрика и директор Центра истории коллекционирования при Коллекции Фрика, иная. Она призывает выйти за пределы взглядов об исследовании провенанса как о «тихом, исключительно антикварном поиске» и принять более широкое толкование.

Примерно 25 лет назад исследования провенанса внезапно приобрели необычайную значимость в связи с появлением широкой практики реституции предметов искусства, в частности похищенных нацистской Германией. Два эссе, Тилманна фон Стокхауза Провал исследований провенанса в Германии и Уве Флекнера Порочная продажа: противоречивость провенанса в Т ретьем рейхе, внесли существенный вклад в исследования по данной теме.

В первом фон Стокхауз исследует проблемы, которые препятствовали легальному разбирательству в Германии, в том числе относительно трофейных предметов искусства. В результате войны и нацистских гонений немцы испытывали недостаток в квалифицированных исследователях: «история искусств потеряла больше кадров, чем любая другая дисциплина». Еще одна проблема сегодняшней Германии, пишет фон Стокхауз, состоит в том, что финансированием искусства занимается не Берлин, а федеральные земли, что зачастую приводит к противоречивым и запутанным директивам. Эссе Флекнера критикует сами методы исследования провенанса. До уста-новления нацистского режима современное искусство в Германии процветало. При Гитлере оно было низведено в ранг «дегенеративного искусства». После выставки, которая по сей день остается самой посещаемой в истории выставкой искусства, преследуемые работы были проданы частным образом или посредством аукционов, обменены или уничтожены. Флекнер также отмечает, что, когда Третьему рейху потребовались деньги, в некоторых случаях провенанс принадлежавших частным музеям картин специально искажался с расчетом увеличить доход от продажи.

Эссе Софи Руа включает в себя интересные замечания и обобщения об аукционах искусства в дореволюционной Франции.

«Провенанс был оскорблен революционной Францией», — пишет другой автор, Доминик Пуало. Радикальные изменения в праве собственности, в том числе на предметы искусства, привели к катастрофическим последствиям. Конфискация произведений искусства и повсеместное осквернение церковных и королевских памятников парадоксальным образом совпали с систематическим строительством музеев.

Идеализм власти в сочетании с чередой грязных сделок также приводит к сложностям при
установлении провенанса.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+