18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Реконструкция нового здания музея на Соловках откладывается на неопределенный срок

По предварительным планам, объявленным в Минкультуры этой весной, подрядчик должен был за лето 2018 года разобрать незаконченную стройку и подготовить площадку для дальнейшей работы

До сих пор долгострой на Соловках стоит нетронутым, на нем не ведутся никакие работы. Более того, до сих пор не определен подрядчик, который реализует новый проект.

«Мы знаем, что разработаны проектные предложения, но пока они существуют только на бумаге, — сказала заведующая отделом учета и хранения объектов культурного наследия Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника Лариса Петровская. — На днях мы получили отчет комиссии ЮНЕСКО. Она в целом одобряет проект, но у международных специалистов есть ряд претензий. Как на них отреагируют участники процесса, в первую очередь Министерство культуры, мы пока не знаем».

Скандальная стройка в охранной зоне ЮНЕСКО, начавшаяся почти пять лет назад рядом с памятником из списка всемирного наследия, сейчас остановлена. На стройплощадке пусто, калитки и ворота в железном заборе вокруг закрыты. Трудно даже сказать, кто и за что здесь отвечает: на информационном щите стерты названия подрядных организаций и имена ответственных специалистов.

Напомним, в 2014 году на берегу Святого озера, в непосредственной близости от Соловецкого монастыря, началось строительство нового музейного здания. Стройка не была согласована с ЮНЕСКО, велась с нарушением всех охранных обязательств, которые взяла на себя Российская Федерация по сохранению памятника из списка всемирного наследия. И в 2016 году разразился международный скандал: на 40-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в Стамбуле эксперты пообещали включить Соловецкие острова в список «наследия под угрозой». Стройку остановили, на нее был наложен мораторий, а к концу 2017 года Минкультуры объявило, что есть некий новый проект музейного комплекса на Соловках. Его разработало архитектурное бюро «Рождественка», он был направлен в штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже и получил предварительное одобрение международных экспертов. Этот проект предполагал существенное понижение высотности новой постройки и использование под музейную экспозицию зданий бывшего овощехранилища и исторической электроподстанции.

В апреле этого года на Соловки приехала мониторинговая группа ЮНЕСКО: заместитель генерального директора Франческо Бандарин, руководитель отдела Европы и Северной Америки Изабель Анатоль-Габриэль, эксперт ИКОМОС Сьюзан Деньер и независимый эксперт, преподаватель факультета архитектуры Римского университета «Ла Сапиенца» Донателла Фиорани. Недавно они прислали свои замечания и предложения по новому проекту.

Как пояснила корреспонденту TANR Лариса Петровская, эксперты предлагают использовать реконструированное (частично разобранное и переделанное) новое здание только под музейное хранилище. Они рекомендуют архитекторам изменить материал для внутренней облицовки — заменить гранит на кирпич. Кроме того, ЮНЕСКО возражает против использования под музей здания заброшенного овощехранилища, зато одобряет использование подстанции. Хотя именно этот вариант будет труднее осуществить: овощехранилище стоит пустым, а подстанция вырабатывает значительную часть электроэнергии для Соловков, и заменить ее пока нечем. Но главная претензия экспертов ЮНЕСКО — отсутствие детально разработанной концепции нового музейного комплекса.

«Мы сами не очень понимаем, что происходит и почему до сих пор не разбирают построенное рядом с монастырем здание, — говорит Лариса Петровская. — Идут бесконечные разговоры, но ничего не делается».

На обращение корреспондента TANR заказчик нового здания музея на Соловках — Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации — ответил, что сроки реконструкции и дальнейшей работы пока неизвестны. Как сообщает пресс-служба СЗД, на сегодняшний день «дирекция расторгла государственный контракт на строительство музея в связи с необходимостью проведения корректировки проектно-сметной документации по замечаниям, выданным экспертами ЮНЕСКО». «Объект планируется законсервировать до момента завершения корректировки документации и получения заключения Главгосэкспертизы. Завершение корректировки проектно-сметной документации и получение заключения Главгосэкспертизы планируется к концу 2018 года», — говорится в ответе на запрос TANR.

Так что долгострой на Соловках продолжается, а будущее музея остается неопределенным.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+