18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Десять часовен на острове

№65
Материал из газеты

Ватикан на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции выступил рачительным заказчиком и реализовал проекты архитекторов

Святой престол впервые участвует в Архитектурной биеннале, и премьера прошла блестяще. Конечно, успех объясним. В отличие от других стран-участниц, Ватикан показал не информацию об архитектуре и не размышления о ней, а реальные объекты, да еще предъявив их не в тесноте павильонов, а на лужайке острова Сан-Джорджо-Маджоре.

Проекты десяти часовен были заказаны разным архитекторам и реализованы строительными компаниями. Но не только в реализации дело, сама задача — проектирование малых форм с определенной функцией и обязательно, буквально духовной составляющей — стимулирует и поощряет фантазию и поиск нестандартных решений. Католическая церковь, как известно, в отличие от православной, признает архитектурный язык современности и приветствует развитие традиций. За точку отсчета архитекторам была предложена хрестоматийная деревянная часовня Эрика Гуннара Асплунда. Построенная в 1920 году на Лесном кладбище в Стокгольме, эта деревянная капелла-хижина — идеальное место смиренной уединенной молитвы.

Награду заказчика получил Норман Фостер с партнерами. Он представил высокотехнологичный шатер, точнее, три переходящих друг в друга шатра, сложенных из деревянных брусов-реек, хитро и надежно скрепленных металлическими болтами. Сборные стенки стоят под разным углом наклона и создают видимость хрупкости конструкции, ее рукотворности и безыскусности.

Подчеркнутая простота отличает большинство часовен, что и требовало проектное задание, как и использование экологически безопасных материалов. Полное смирение приходится проявить, протискиваясь в узкую дверь деревянного домика с кривыми стволами на фасаде, сочиненного японцем Терунобу Фудзимори. Но внутри капеллы с белыми стенами и очерченным черными вкраплениями условным алтарем чувствуешь тихую радость, как и было задумано.

Тему часовни в виде модернизированной лесной сторожки по-разному про должили американец Эндрю Берман и чилиец Смилян Радич. А бразильянка Карла Жуасаба дошла до полного минимализма — просто поставила большой металлический крест из отполированной до зеркального блеска нержавеющей стали прямо на природе. Крест непривычной формы: у него низко опущена поперечная планка, а на земле его продолжает еще одна стальная балка и приделанная к ней тоже стальная скамейка-жердочка. На солнце сталь блестит как зеркало, и крест, отражая небо и зелень, как будто дематериализуется, растворяется в природе. Часовни не получилось: без стен она, возможно, и может состояться, но без алтаря — нет. Поэтому произведение Жуасабы так и называется — «Крест и скамейка». Исключительно формально, то есть интересуясь формой объекта, а не его молитвенным назначением, к теме подошел Хавьер Корвалан. Огромный полый цилиндр, похожий на барабан без дна и крышки, он поставил под углом к земле. Крест внутри почему-то шестигранный. Довольно странно, как фрагмент стены низкого средиземноморского дома, выглядит ярко-розовая «Утренняя капелла» испанцев Рикардо Флореса и Евы Пратс.

Все часовни — таково условие — должны перемещаться, и все они будут отправлены в разные точки католического мира. Как их примут верующие, трудно сказать — но нельзя же быть католиком больше, чем кардинал Джанфранко Равази, куратор ватиканского павильона! Не каждая часовня понравилась публике и на биеннале, но все они, безусловно, интересны. Так что Ватикан выступил тут как смелый новатор, чуждый предрассудков. Кстати, не все участники его проекта католики и вообще верующие. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+