18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Где Рубенс, там и барокко

№65
Материал из газеты

Антверпен начал отмечать год великого фламандца и его эпохи. С июня и до конца января здесь проходят десятки мероприятий, посвященных художнику и его влиянию на искусство трех последующих столетий

Антверпен, один из крупнейших городов Фландрии, северного региона Бельгии, велик многим. Здесь работали Ян ван Эйк, Питер Брейгель и Питер Пауль Рубенс. Сейчас это мировой центр моды и дизайна, а благодаря Яну Фабру и Люку Тюймансу еще и флагман современного искусства. Нынешний фестиваль «Антверпен 2018: год Рубенса и эпохи барокко» включает десятки мероприятий — Рубенса и барокко вы встретите здесь в музеях и парках, в стрит-арте и музыке, в фотографии и моде, и даже в шоколаде. Перемещаясь по Антверпену от одного помеченного барочным букетом объекта к другому, можно составить несколько маршрутов: и для тех, кто предпочитает живопись великого фламандца и его современников, и для любителей современного искусства, или для интересующихся темой взаимовлияний и взаимопроникновений.

Дом и «Автопортрет»

Именно здесь проще всего понять, каков он был — этот успешный и эффектный мужчина. Счастливо женатый на Изабелле Брант, Питер Пауль Рубенс имел статус наместника испанского короля во Фландрии, то есть был одним из самых влиятельных людей в Антверпене. Строить свой дом он начал в 1610 году. Проявив такт, сохранил фасад традиционного бюргерского дома из красного кирпича — зато во внутреннем дворе устроил собственную Италию. В разбитом на ренессансный манер саду был построен портик, отсылающий к римским воротам Пия, последнему архитектурному творению Микеланджело; внутренние фасады украшены колоннами и лепниной. Сейчас портик и садовый павильон реставрируют.

В интерьерах дома, кроме планировки, от Рубенса ничего не осталось. Все, что можно увидеть здесь, — результат кропотливой работы кураторов; значительная часть произведений позаимствована из разных музеев мира. Тут есть мастерская, где художник с целой командой подмастерьев трудился над монументальными полотнами, бюст Сенеки в кабинете-полуротонде, картины современников и друзей художника (самого его в черной шляпе можно узнать в уголке картины Виллема ван Хахта «Галерея Корнелиса ван дер Геста», изображающей будни любителя искусства XVII века) и наконец «Автопортрет» 53-летнего красавца с рыжей бородой и проницательным взглядом (1630 год, он только что  женился на 16-летней Елене Фоурмен).

Дом Рубенса
Экспозиция обновляется каждые три месяца

Барочный стрит-арт

Рубенс делал эскизы для росписей плафонов и гобеленов, но проект уличного художника Ивона Тордуа не обращается к деталям. Четыре грандиозные росписи стен в центре Антверпена, сделанные им и еще тремя стрит-артистами, связаны с барокко только использованием золотого цвета, реализмом деталей или иллюзией пространства.

Улицы Антверпена
Постоянно

Красавицы Рубенса

«Рубенсовская женщина» — определение, не требуещее комментариев. Обнаженным моделям крупного формата посвятил свой проект в Фотомузее провинции Антверпен (FOMU) Пауль Койкер. Работая большими сериями, он занят интерпретацией традиционного исследования отношений между художником и моделью, зрителем и объектом. 

Фотограф и художник Атос Бюрес пошел дальше: в проекте для музея MAS он дает современные варианты барочных жанров натюрморта, портрета и интерьера. Бюрес вначале выстраивает свои сюрреалистичные инсталляции из моделей и предметов в реальности, а после их просто снимает.

FOMU
Пауль Койкер. «Без названия» 
До 7 ноября 
MAS
Барокко Бюреса
До 21 апреля 2019

По заказу церкви

Для художников XVII века было естественно работать по заказу церкви. Для разгромленного кальвинистами и возвращенного католикам испанским королем Филиппом II собора Антверпенской Богоматери Рубенс написал знаменитый триптих «Снятие с Креста» (1612–1614). Картина предназначалась для алтаря гильдии стрелков из аркебузы. Еще более драматичное «Воздвижение Креста» (1610) с пирамидой полуобнаженных тел попало в собор позже, в XIX веке. Триптих «Воскресение Христа» был написан в качестве надгробия членам семьи Плантен-Морет, друзьям Рубенса. Рядом — «Успение Девы Марии», одна из женщин над гробом имеет черты умершей от чумы Изабеллы Брант. 

Антверпенский собор продолжает сотрудничать с художниками и сейчас. Уже несколько лет здесь стоит скульптура «Человек, несущий крест» Яна Фабра. В боковом нефе — инсталляция «Диаспора», заказанная собором Коэну Тейсу. Это отлитые из бронзы и покрашенные в барочные синий и золотой цвета картонки и старые одеяла, из которых делают себе постели беженцы.

Ян Фабр готов пойти еще дальше и заменить своими произведениями рубенсовские. Концертный зал  AMUZ в недействующей церкви Святого Августина, заказал ему три работы для алтаря. Когда-то тут висели полотна Рубенса («Мистическое обручение святой Екатерины»), Антониса ван Дейка и Якоба Йорданса. Теперь на их месте Фабр в своей любимой  технике мозаики из надкрыльев жуков создал три композиции, главная из которых — «Мистическое единение агнца и бриллианта» (Антверпен — мировая столица торговли алмазами).

Собор Антверпенской Богоматери
Диаспора
AMUZ
Работы Яна Фабра 
С 3 июля

Напарники и конкуренты

Дипломат и интеллектуал, Рубенс любил роскошь, умел считать деньги и крайне ревностно относился к своим авторским правам. Есть анекдот, что гравер Рубенса по имени Востерман чуть не убил его штихелем: продажа гравюр маэстро приносила огромные деньги, но делиться он скупился. Завидовал своему ученику Якобу Йордансу, а конкурента Антониса ван Дейка, по сути, выжил в Англию. С Франсом Снейдерсом он работал 30 лет — тот вписывал в его полотна животных и плоды. А Яна Брейгеля Младшего Рубенс ценил больше всех (и написал его нежнейший портрет с семейством). Рубенс был тесно связан с бургомистром Антверпена Николасом Рококсом, не только дружбой, но и делами — с семейством Плантен-Морет (их антверпенская типография считается первым печатным предприятием промышленного типа). 

Музей Плантен-Морета
Постоянная экспозиция
Дом Снейдерса и Рококса
Постоянная экспозиция
Выставка фотографий Тони Ле Дюка на основе поваренной книги XVII века
С 28 сентября

А если Рубенс был женщиной?

Но он ею не был. В XVII веке женщина имела мало шансов стать художницей, хотя прецеденты есть, и как раз в Южных Нидерландах, где был популярен жанр флористики (изображения святых в обрамлении венков из цветов и фруктов; этим занималась, например, Клара Петерс). Но за исторические полотна и обнаженную натуру женщины не брались — за исключением таинственной Михаэлины Вотье. В музее MAS открылась выставка работ Михаэлины. Одно то, что ее называли вот так, по имени, говорит о присвоенном ей статусе гения и о том, как она близка современному понятию фрика.  Она  была обеспеченной и образованной женщиной, ее многочисленные братья обучались наукам и искусствам (один из них, Шарль, видимо, посещал мастерскую Рубенса). Она писала портреты, обнаженную натуру и большие исторические полотна. Допускала неуловимые огрехи в анатомии, которые придают ее картинам жизненность, и ставила перед собой сложные колористические задачи. У ее святого Иоанна грязные ногти и впалая грудь уличного мальчишки. Себя художница изобразила нагой в виде спутницы Вакха на монументальном многофигурном полотне «Вакханалия». Она всегда подписывала свои картины (сейчас их известно около 30) и никогда не была замужем. 

Музей MAS
Михаэлина. Главная героиня барокко
До 2 сентября

Тьма и насилие

Выставка в Музее современного искусства Антверпена (M HKA) художника и куратора Люка Тюйманса отсылает к важнейшим особенностям барокко — аффектации и театральности, натурализму и инсценировкам насилия. Сангина — одна из любимых художниками барокко техник рисования. Не кровь, а лишь ее воплощение. Выставка соединяет картины художников XVII века — Антониса ван Дейка, Якоба Йорданса, Питера Пауля Рубенса — с современным искусством. Иногда переклички кажутся легковесными («Золотой дракон» Такаси Мураками — и золоченая скульптура барокко, «Пространственный концепт» Лучо Фонтаны в виде смятого бронзового шара и эскиз спины мужчины ван Дейка, демонстрирующие барочную незаконченность). Иногда они заставляют всерьез задуматься. 

Смысловым центром выставки Тюйманс считает «тьму». В затемненном зале царит «Бичевание Христа» Караваджо (из Музея Каподимонте в Неаполе). Из тьмы оборачивается к зрителю обнаженная черная женщина Марлен Дюма. Среди теней мечется персонаж в видео Пьера Юига — обезьянка в маске девочки, обученная подавать блюда в ресторане и брошенная людьми где-то в окрестностях Фукусимы. Сосредоточие же мрака — во временном павильоне рядом с музеем.  Там представлена инсталляция Эдварда Кинхольца 1972 года, воссоздающая реальное преступление: кастрацию за связь с белой девушкой афроамериканца на юге США. Ступая по песку среди автомобилей, светом фар выхватывающих страшную сцену из темноты, можно подойти прямо к фигурам белых извергов, лица которых превращены в звериные хари.

M HKA
Сангина. Кроваво-красный
До 16 сентября

Свет и пространство

Еще одна выставка открылась в Мидделхейме, парке-музее на окраине Антверпена с коллекцией скульптуры модернизма — Анри Матисса, Огюста Родена, Генри Мура. Здесь показывают современные инсталляции, обращенные к теме барочного сада, который и театральная сцена с гротами и фонтанами, разыгрывающими эффектные роли. Бертран Лавье создал свой «Фонтан» из взбесившихся садовых шлангов, Спенсер Финч превращает пейзаж в «марсианский», наклеив на стекла садового павильона красную пленку, Моника Сосновская завязывает в драматический узел металлическую лестницу и ставит ее как памятник посреди поляны. 

Жестче всех взаимодействует со зрителем один из пионеров новых медиа Брюс Науман. В парке воссоздана его «Комната-бриллиант с желтым светом» (1986–1990). Граненые стены из бетона замыкают зрителя в странное пространство, заставляя его переходить из объема в объем — чтобы не обнаружить ничего, кроме желтого света, после которого в глазах плывут круги и все цвета меняются на противоположные. 

Парк-музей Мидделхейм
Ловушки опыта 
До 23 сентября

Самое читаемое:
1
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
2
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
3
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
4
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва», объединяющей темой которой стал диалог, продолжится в Гостином Дворе до 27 апреля
25.04.2025
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+