18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рубенс, Брейгель, братья ван Эйк: героям фламандского искусства посвящается

№59
Материал из газеты

В 2018 году в Бельгии стартует большая программа «Фламандские мастера». Для каждого года трехлетнего проекта избраны свой герой и свое место действия

Фландрия — земли на северо-западе Европы, почти не знавшие политической независимости, принадлежавшие то герцогам Бургундским, то испанским Габсбургам, пережившие собственную революцию и испанскую инквизицию. Несмотря на бурную историю, с XV века на протяжении трех столетий именно Фландрия была главным художественным конкурентом Италии, территорией, где рождались художники, влиявшие на ход истории искусства, и создавались произведения столь же выдающиеся, сколь и самобытные.

Историческая Фландрия, большая часть которой находится на территории Бельгии, окажется в центре внимания в ближайшие три года: в 2018–2020 годах большая программа «Фламандские мастера» (The Flemish Masters) напомнит о славных ее именах и достижениях. Питер Пауль Рубенс и фламандское барокко, 450 лет со дня смерти Питера Брейгеля Старшего и завершение реставрации Гентского алтаря станут отправными точками для десятков музейных выставок. Для каждого года в программе избраны свой главный герой и свое место действия.

XVII век, Антверпен, Рубенс

В первые выходные будущего года стартует фестиваль «Антверпен-2018: год Рубенса и эпохи барокко», который растянется до начала следующего года. 

К концу XV века Антверпен превратился в главный экономический и художественный центр региона, потеснив Брюгге. В 1610 году Питер Пауль Рубенс, вернувшийся из Италии, представленный ко двору эрцгерцога и заключивший брак с Изабеллой Брант, начинает в Антверпене строительство собственного дома с большой мастерской. Эти двое — город и человек — и станут главными героями фестиваля.

Дом Рубенса в 2018 году представит обновленную экспозицию «Возвращение Рубенса», добавив в привычные залы десяток живописных работ. К шедеврам Тинторетто и Антониса ван Дейка присоединятся картины итальянских мастеров, талантливых учеников великого фламандца и прошедший реставрацию «Автопортрет». 

Специально разработанный экскурсионный маршрут по пяти главным соборам Антверпена позволит погрузиться в жизнь крупного города XVII века и увидеть шедевры Рубенса на тех местах, для которых они были созданы. Монументальные алтарные триптихи «Воздвижение Креста» и «Снятие с Креста» в соборе Антверпенской Богоматери, барочная церковь Святого Карла Борромео, где, помимо алтаря, Рубенс расписал своды и выполнил проект декора фасада и интерьеров, церкви святых Павла и Андрея, где вместе с ним работали Якоб Йорданс, ван Дейк и другие. Наконец, финал — церковь Святого Якоба, где Рубенс венчался со второй женой Еленой Фурман в 1630 году и был погребен десять лет спустя.

Насытившись Рубенсом, стоит уделить внимание его талантливым современникам и предшественникам — им посвящен проект Flemish Masters in situ, представляющий произведения XV–XVII веков на «родных» местах: не только в церквях и монастырях, но и в замках, ратуше и прочих городских пространствах, некоторые из них впервые откроют двери для широкой публики.

Продолжить знакомство со старыми мастерами можно в Музее Майер ван ден Берг. В его основу легла частная коллекция Фрица Майера ван ден Берга, собранная во второй половине XIX века и подаренная городу его матерью Генриеттой. Среди шедевров собрания — портреты Корнелиса де Воса, средневековая скульптура и миниатюра.

За историей книги стоит отправиться в Музей Плантена — Моретуса, расположенный в здании типографии, основанной в середине XVI века Христофором Плантеном и превратившей Антверпен в один из центров европейского книгопечатания. Рубенс был здесь частым гостем: и как библио­фил, и как художник. Вместе с Бальтазаром Моретом, внуком Плантена, он разрабатывал фронтисписы для книг и рисовал иллюстрации к молитвенникам. 

MHKA, Музей современного искусства Антверпена, открывает выставку Sanguine | Bloedrood. Экспозиция, курировать которую пригласили бельгийскую звезду Люка Тейманса, соединит работы барочных и современных живописцев, выстраивая напряженный диалог. Стороны представлены ключевыми именами: Жорж де Латур, Франсиско де Сурбаран и Франсиско Гойя против Такаси Мураками, Чжан Эньли и Дань Во. 

Еще один необычный проект предлагает зрителю подразнить вкусовые рецепторы. Летом в музее «Дом Снейдерса и Рококса» откроется выставка «Cokeryen. Фото. Фильм. Еда. Тони Ле Дюк — Франс Снейдерс». Словом сokeryen в XVI–XVII веках называли кулинарные книги. Современный фуд-фотограф Тони Ле Дюк изучил рецепты из поваренной книги 1612 года, предложил 15 шефам антверпенских ресторанов придумать их интерпретации и заснял результат, подражая художественным приемам барочных живописцев.

Историю и современность объединят и экспозиции музея MAS. В его залах расположится первая ретроспектива современницы Рубенса художницы Михаэлины Вотье (подробнее на с. 86), а вдоль эскалаторов, ведущих на панорамную площадку на крыше музея, разместится бесплатная выставка молодого фотографа Атоса Бюреса. 

Современные вариации на тему барокко покажут еще на двух выставках: в фотографиях ню Пола Койкера (FOMU, Photomuseum Provincie Antwerpen) и Experience traps — объемных инсталляциях, фонтанах, беседках современных художников в парке-музее Мидделхейм и городских пространствах. Также стоит заглянуть в церковь Святого Августина, где появится новая работа Яна Фабра. 

Актуальная информация о выставках доступна на сайте www.flemishmasters.com, там же можно купить билеты и специальную карту фестиваля — Antwerp Baroque Festival Card. Карта на 48 часов стоимостью €25 предоставляет бесплатный вход на выставки и скидки на другие события фестиваля — танцевальные, музыкальные, театральные, которых будет немало.

XVI век, Брюссель, Брейгель

2019 год пройдет под знаком Питера Брейгеля Старшего по случаю 450-летия со дня его смерти. Среди наиболее примечательных событий — выставка «Мир Брейгеля в черно-белом цвете» в Королевской библиотеке Бельгии в Брюсселе. В ее богатейшей коллекции — первые известные рисунки и без малого сотня гравюр.

За живописью мастера стоит отправиться в Королевские музеи изящных искусств, где хранится вторая в мире по величине коллекция Брейгеля, включающая знаменитый «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц», которым восхищались современники и который все еще вдохновляет современных художников и режиссеров, а также «Перепись в Вифлееме» и «Падение Икара».

XV век, Гент, братья ван Эйк

Центром притяжения в 2020 году станут Гент и кафедральный собор Святого Бавона, где с 1432 года находится одна из главных мировых художественных жемчужин — алтарь Яна и Хуберта ван Эйков. Его история похожа на приключенческий роман: на него претендовали Наполеон и Гитлер, он был жертвой 13 преступлений и 7 краж, но всегда возвращался. С октября 2012 года алтарь находится на реставрации в Музее изящных искусств Гента. В процессе исследования и расчистки оказалось, что часть оригинальной живописи закрыта следами реставрации XVII века, что объясняет прежнее недоумение экспертов по поводу некоторых нехарактерных для ван Эйков деталей. Новая реставрация должна завершиться к концу 2019 года. И прежде чем алтарь вернется в собор, в музее с февраля по начало мая 2020 года пройдет выставка «Ян ван Эйк и бургундский двор», показывающая створки вместе с другими вещами художника, а также с произведениями его коллег, работавших при дворе герцога Бургундского Филиппа Доброго. 


Ян Фабр
Художник, скульптор, театральный режиссер, драматург, сценарист, хореограф

Я карлик в стране великанов. Родился во Фландрии, в Антверпене, всего в 100 метрах от дома Рубенса. Я изучал картины Иеронима Босха, Якоба Йорданса, Антониса ван Дейка, Питера Пауля Рубенса и Брейгелей и до сих пор считаю их исключительными мастерами. Есть особая сила в работах того времени — сила, которую редко можно обнаружить в современном искусстве. По этой причине старые мастера все еще вдохновляют меня, и поэтому я продолжаю красть их идеи.


Люк Тейманс
Художник, куратор

Этимология слова «барокко», вероятно, восходит к португальскому barroca — «жемчужина неправильной формы». До конца XIX века термин был негативным и использовался для критики всего странного и избыточного и лишь позднее стал означать один из больших стилей в искусстве. Для эпохи барокко были характерны разногласия и конфликты. Она проходила под знаком Контрреформации католической церкви в ответ на протестантскую Реформацию Мартина Лютера. 

Когда Музей современного искусства Антверпена попросил придумать концепцию выставки о барокко, у меня мгновенно возникла идея сопоставить два шедевра, между которыми можно проложить мост от старых мастеров к современному искусству. Первой работой, пришедшей мне в голову, была большая скульптурная инсталляция Эда Кинхольца «Пять машин», в которой запечатлен момент кастрации афроамериканского юноши группой линчевателей за связь с белой девушкой. Это образ, который является политическим обвинением и наставлением. Мне захотелось сравнить эту работу с «3 мая 1808 года в Мадриде» Франсиско Гойи. Мы также планируем показать подборку миниатюр Гойи на слоновой кости в сопоставлении со «Смертью Марата» Жака Луи ­Давида.

Посреди всех этих исторических шедевров обращение к настоящему очень актуально. Поэтому мы предложили некоторым художникам самим выбрать работы великих предшественников и полемизировать с ними своими произведениями.

С расписанием событий можно ознакомиться здесь.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+