18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Почему Фрэнсис Бэкон так любил франкоязычный мир

№64
Материал из газеты

Художник чувствовал себя в Монако и Париже нисколько не хуже, чем у себя на родине

Новый каталог описывает жизнь Фрэнсиса Бэкона в Монако и Париже, с которыми его многое связывало. Книга опубликована фондом Francis Bacon MB Art Foundation в Монако под редакцией его директора Маджида Бустани. Фонд владеет значительным числом подлинников Бэкона, а также документами и фотографиями, касающимися его жизни и творчества. Нынешний двуязычный каталог свидетельствует о любви британского художника к франкоязычному миру, что в издании подкрепляется документами.

Любовь Бэкона к здешней культуре вспыхнула в 1927 году, когда он в возрасте 17 лет приехал в Париж, чтобы учить французский язык. Посещение выставки Пабло Пикассо вдохновило его начать карьеру художника-модерниста. Позднее, в 1940‑х, сбежав от серой жизни в разрушенном бомбежками Лондоне, Бэкон провел немало времени в Монако, где зарабатывал на жизнь в игорных домах. (В книге содержится факсимильная подпись Бэкона на монакском удостоверении личности 1947 года.) Художник жил в отелях княжества со своей престарелой няней Джесси Лайтфут и любовником Эриком Олденом. На карте отмечены места проживания Бэкона в Монако в 1940–1950-е.

Видимо, атмосфера роскоши, гедонизма и риска стимулировала и возбуждала нервную систему художника. Морские дали и суровые склоны горы Мон-Ажель прекрасно сочетались с подчеркнутой искусственностью и культивированной изоляцией, типичной для жизни в Монако. Картины Бэкона со струями воды, порождаемыми механизмами, и песчаными дюнами, дрейфующими по геометрическим границам, — плод этого соседства искусственности и природы.

Произведений Бэкона 1940-х годов сохранилось немного, но среди них есть целый ряд тех, что были созданы в Монако. Именно отсюда он писал Грэхему Сазерленду в 1946 году, что, вдохновленный картиной Диего Веласкеса, начинает первый вариант портрета папы Иннокентия X. А в 1970–1980‑е художник жил в собственной квартире в Париже и работал там куда продуктивнее, чем когда-то в Монако. Он уважал мнение французов об искусстве больше, чем представителей любых других наций.

Краткие тексты экспертов и воспоминания знакомых художника дают новые сведения о жизни Бэкона и его взглядах на искусство. Превосходное качество книги свидетельствует о внимании к деталям, которые удачно подчеркивают ее основное содержание. Обложка — бархатисто-серого цвета, форзац — желто-оранжевого, в палитре Бэкона. Великолепного качества репродукции фотографий, картин и документов возвращают читателя во времена пребывания художника во Франции и Монако.  

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+