18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Пропавшие в годы войны портреты вернулись в Гатчину

Это самая крупная с 1945 года находка картин, пропавших в войну из пригородных дворцово-парковых комплексов

Через более чем 70 лет после окончания Великой Отечественной войны в родной для них дворец возвращаются полотна, похищенные отсюда в годы оккупации. Вновь обретенные портреты позволят Гатчинскому дворцу воссоздать исторические интерьеры.

«Событие имеет колоссальное значение в истории послевоенной Гатчины, — сказал на торжественной церемонии передачи картин директор Государственного музея-заповедника «Гатчина» Василий Панкратов. — До сих пор одной из главных проблем Гатчинского дворца являются коллекции. Из 54 тыс. экспонатов, которые числились во дворце до войны, у нас осталось только 6 тыс. Каждый раз, когда появляется хотя бы один предмет, — это праздник. Сегодня мы получаем 16 работ из нашей исторической коллекции, которые мы считали навсегда потерянными». 

Всего 16 картин из 52, украшавших до 1941 года галереи Арсенального каре Гатчинского дворца, были обнаружены в ходе крупных оперативно-розыскных действий, сообщил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев. Среди них — портреты императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II, великих князей Павла Петровича и Николая Павловича, графа Кирилла Разумовского, адмирала Григория Спиридова, редкий портрет эрцгерцога Фердинанда работы Мартина ван Майтенса, портрет короля Виктора-Эммануила работы Саббиони и другие. До настоящего времени из 52 полотен на своем историческом месте находилось только одно. 

Министр культуры РФ Владимир Мединский назвал передачу картин «историческим событием»: до начала Великой Отечественной музей в Гатчине обладал самой крупной в мире коллекцией портретов, и сейчас она постепенно восстанавливается. По словам министра, переданная музею находка стала большим подарком к 100-летию пригородных петербургских музеев, которое отмечается в 2018 году. Работы не были эвакуированы в начале войны и до сегодняшнего дня считались утраченными.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+