18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Поэма без героя

Отечественное арт-сообщество Берлинскую биеннале не жалует. А зря. В десятой биеннале особенно отчетливо проявился весьма специфический и типично берлинский синдром: заявленная тема вытаскивает какие-то совершенно непредполагаемые пласты

Вообще-то куратор биеннале южноафриканка Габи Нгкобо хотела говорить и в итоге высказалась на очевидную для нее тему. Причина выбора логунга We Don’t Need Another Hero («Нам не нужен еще один герой», строчка из одноименной песни Тины Тернер) тоже понятна: беженцы и все, что с ними связано, очередной прецедент «шейминга» за колониальную политику дальних предков, расизм недавних предков и нетолерантность здесь и сейчас. У биеннале пять площадок. Базовая — та, откуда биеннале есть пошла, — Институт современного искусства (KW) в Митте. Также Академия художеств (к слову, одна из старейших в Европе — существует с 1696 года) в Тиргартене, Центр искусства и урбанистики в Моабите и крохотный павильон рядом с народным театром. Там пуэрториканки Las Nietas de Nonó воссоздали атмосферу домика в родном баррио и исполняют в нем многокомпонентный перформанс с растительной кожей в главной роли, появившейся в результате эксперимента с новой панацеей от всего — чайным грибом комбуча. Еще один перформанс пройдет 15 и 16 июня в центре HAU2 в Кройцберге — там все крутится вокруг гастролей библиотеки из Йоханнесбурга.

По количеству участников биеннале очень компактна: их всего 46 — супротив 120 в позапрошлом году. Самый известный — колумбиец с британским паспортом Оскар Мурильо, обласканный критикой, галеристами и институциями. Мурильо силен в самопиаре, он обычно исхитряется делать новости из ничего: летел на биеннале в Сиднее, смыл паспорт в унитаз, был депортирован в Сингапур, на биеннале так и не появился — все в таком духе. Потому что объяснять творения Мурильо — дело неблагодарное, искусство его поливалентно, легко садится под любую из обсуждаемых обществом тем. Например, в Берлине он показывает буханки хлеба неправильной формы, сделанного из смеси глины и кукурузной муки, собранные в скульптурные группы, неотдаленно напоминающие экскременты. В качестве перформативного акта — а Мурильо почти всегда усиливает свои стационарные объекты действием, — накрытый собственной довольно свежей, а потому вонючей живописью художник ползает по пространствам академии, оставляя после себя вышеописанные фекаломорфные массы, намекая на ничтожность человеческого бытования и на то, что все там будем.

Но удивительно, что за рамками обозначенного дискурса просвечивает, как прыщ из-под толстого слоя грима, совершенно другая идея, о которой кураторы не говорят ни слова.

Тема биеннале — «Нам не нужен другой герой». Куратор в своем тексте предсказуемо долго причитает по поводу женщин, геев, квиров и трансов и постколониальных травм. Но как-то так сложились работы в экспозиции, особенно на главной площадке, что становится понятно: нам вообще герой не нужен. Герой — персонаж прошедшей эпохи, за каждым героем стоит серия нелицеприятных поступков, которые по этическим соображениям не могут быть акцептованы обществом. Готовы ли вы на убийство ради свободы? В биеннале эту мысль наглядно иллюстрирует нечеловеческой красоты и драмы видео Грады Киломба «Эдип» из серии «Иллюзии». Это посыл к институту государственности вообще: вы, господа лидеры, нас не трогайте, мы тут сами внутри коммьюнити разберемся. В конце концов, не потому ли самыми успешными бизнес-кейсами в последнее время стали основанные на этом принципе Airbnb, Uber и Blablacar?!

Я бы прислушалась. В Берлине часто так бывает: ломали стену — разрушили систему.

Х Берлинская биеннале современного искусства
До 9 сентября

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+