The Art Newspaper Russia
Поиск

Покупайте российское!

«Русская неделя» в Лондоне уже стала доброй английской традицией, и никакие дипломатические скандалы ей не помеха. С 3 по 6 июня аукционные дома выставляют на торги работы Малевича, Сомова, Григорьева и Шишкина

На традиционной «русской неделе» в Лондоне почти нет миллионных эстимейтов, зато немало крепких работ для широкого круга собирателей. Торги четырех аукционных домов уместились в три дня, открывает «неделю» 4 июня Christie’s. 
Впрочем, первая же десятка лотов может заста­вить поволноваться. Графические и живописные работы мирискусника Константина Сомова происходят из того же собрания, которое Christie’s триумфально распродавал в 2006–2007 годах. Тогда ушли «сливки» вроде «Русской пасторали» и «Радуги», установившей рекорд в £3,7 млн. В нынешней подборке эстимейты не превышают £80 тыс., но сомовского изящества им не занимать. Почти все они выполнены в 1930-е годы, на закате лет, в парижской эмиграции. Все десять были подарены последней модели и душевному другу, молодому боксеру и натурщику Борису Снежковскому, наследники которого и распродают собрание. Первым номером идет карандашный «Автопортрет» 1933 года (£8–12 тыс.). Сомову на нем 64 года, и в письме сестре он замечает, что исполнил его «в старой манере», в духе знаменитого портрета Александра Блока из Третьяковской галереи. Самые дорогие в подборке — два живописных портрета фактурного, розовощекого Снежковского с обаятельной улыбкой и неизменной сигаретой в руке (£60–80 тыс. каждый). Единственная работа русского периода — изящная живописная «открытка» (5,5х9,8 см) «Дневной сон» 1921 года, воспевающая галантный XVIII век (£10–15 тыс.).

На обложку каталога Christie’s вынесена «Матушка Агата» Бориса Григорьева, одна из характерных и наиболее ярких работ его бретонского цикла 1920‑х годов (£250–350 тыс.). Картина участвовала в важных для Григорьева выставках: персональной в New Gallery в Нью-Йорке и ежегодной экспозиции живописи в Институте Карнеги в Питтсбурге. Еще одна жемчужина каталога — «Танцовщица в испанском костюме» Александра Яковлева (£400–600 тыс.). Почти двухметровый портрет, исполненный углем и сангиной, вероятно, изображает Анну Павлову в то время, когда она танцевала Китри в «Дон-Кихоте» на сцене Ковент-Гардена. В отличие от более раннего живописного портрета балерины, здесь нет и тени манерности, лишь чистая грация под кружевной мантильей.

Достойную пару ей составляет загадочный «Арлекин» в черной маске, крупноформатная сангина, которую днем позже выставит на торги Sotheby’s (£150–200 тыс.). Театр и разного рода театральность привлекали Яковлева, еще в молодости игравшего в пантомимах Всеволода Мейерхольда. Арлекином же он изобразил себя на известном двойном автопортрете с Шухаевым — Пьеро. Работа Василия Шухаева тоже в топ-лотах у Sotheby’s. «Русский пейзаж» с крестьянами в красных косоворотках (£250–350 тыс.), несмотря на название, вдохновлен финской деревней Мустамяки, где художник в течение десяти месяцев 1920 года ждал визу и документы от Яковлева, уже уехавшего в Париж. 

Есть у Sotheby’s и Малевич — ранняя работа из так называемой желтой серии, исполненная в 1907 году под влиянием символизма «Голубой розы». Как и другие картины серии, «Тайна искушения» (£250–350 тыс.) написана на религиозный сюжет, но своеобразно трактованный: героини Казимира Малевича не бесплотны, а его наивное восхищение женским началом сходно с тем, что испытывал Поль Гоген перед таитянками. Christie’s Малевича на «русской неделе» не выставляет: два его важных произведения ушли на более престижные и дорогие торги импрессионистов и модернистов в мае в Нью-Йорке и 20 июня в Лондоне.

В отдельный аукцион Sotheby’s выделяет декоративно-прикладное искусство. Монументальные (почти полтора метра в высоту) парные фарфоровые вазы представляют самый ранний из известных образцов такого рода предметов (£1–1,5 млн). Заказ был получен Императорской фарфоровой мануфактурой при Александре I и закончен в 1825 году.
Завершают «русскую неделю» аукционы Bonhams и MacDougall’s, назначенные на 6 июня. В топ-лотах у первого — «Башня» Николая Рериха, эскиз неосуществленной постановки «Принцессы Мален» Мориса Метерлинка в Московском свободном театре (£120–180 тыс.), и «Автопортрет с кистями» Зинаиды Серебряковой, написанный в Париже сразу после войны (£100–150 тыс.). А также непривычный жанр у двух известных художников — «Натюрморт с ромашками» Николая Фешина (£100–150 тыс.) и «Натюрморт с дичью» Александра Дейнеки (£110–120 тыс.).

Главные лоты MacDou­gall’s — вечная классика, полутораметровый «Сосновый бор близ Елабуги» Ивана Шишкина (£800 тыс. — £1,2 млн), фривольное «Свидание в парке» Константина Сомова, смешавшее современность с галантными сценами позапрошлого века (£500–700 тыс.), и затесавшийся среди академиков экспрессивный резидент парижского «Улья» Хаим Сутин с портретом своей покровительницы Мадлен Кастен («Уснувшая с книгой», £300–500 тыс.). Как всегда, у MacDougall’s основательно представлен ХХ век. Лучшие работы — характерный советский образ «Женщина в желтом платье» Дейнеки (£300–500 тыс.) и написанная в те же 1950-е годы в мастерской на Нижней Масловке, но словно пришедшая с другой планеты рафинированная «Лежащая обнаженная» Георгия Нисского (£180–300 тыс.), долгое время находившаяся в коллекции художника Макса Бирштейна.  Ирина Осипова

Материалы по теме
Просмотры: 4241
Популярные материалы
1
Десять главных атрибутов лета в живописи
Хокни, Дейнека, Норман Рокуэлл, Герасимов и Соролья рассказывают (и показывают) нам, что нужно для того, чтобы лето было идеальным.
03 июля 2020
2
Как открывали музеи в России: скандалы и забавные случаи
Любопытные истории, случившиеся в XIX и ХХ веках: изучаем и возвращаемся в музеи после коронавирусного карантина с соблюдением всех мер предосторожности.
03 июля 2020
3
Это странное время — застой. «Ненавсегда» в Третьяковке
Третьяковка раскрывает психологию искусства брежневской эпохи на выставке «Ненавсегда. 1968–1985», с 7 июля представляя 400 экспонатов: живопись, скульптуру, объекты, перформансы, фотографию.
03 июля 2020
4
Меценат и коллекционер Андрей Филатов готов купить спорные американские памятники
Его фонд Art Russe предложил США сохранить монументы Теодору Рузвельту и Александру Баранову, ставшие объектами нападок протестующих.
03 июля 2020
5
Чтение на каникулах: лучшие тексты The Art Newspaper Russia
Редакция The Art Newspaper Russia уходит на каникулы, и, пока до 20 июля сайт не будет обновляться, предлагаем вспомнить некоторые из наших лучших материалов.
03 июля 2020
6
Ладно ль за морем иль худо?
Третья и четвертая волны художественной эмиграции — сначала из Советского Союза, потом из России — никогда еще не были описаны всесторонне и фундаментально. Попытку это сделать предприняла Зинаида Стародубцева.
03 июля 2020
7
Трейси Эмин: «После „локдауна“ я стала счастливой и свободной»
Звезда британского искусства Трейси Эмин открыла в лондонской галерее White Cube онлайн-выставку «Я расцветаю в одиночестве», где представлены картины, написанные художницей во время самоизоляции.
03 июля 2020
8
Снова к морю
Роскошные отели сети Baglioni Hotels & Resorts в Пунта-Але предлагают уединенный отдых среди высоких сосен и белых песков на побережье Тосканы.
03 июля 2020
9
Bone, Эльза и Tiffany: полвека вместе
Tiffany & Co. представляет специальную серию легендарных браслетов Еlsa Рeretti Вone Сuff.
03 июля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru