The Art Newspaper Russia
Поиск

Русские торги Christie’s прошли с энтузиазмом и рекордами

«Натюрморт с чайником и апельсинами» Наталии Гончаровой продан за внушительные £2,4 млн, «Прошлое Великого Новгорода» Аполлинария Васнецова ушло за рекордные £849 тыс

Аукцион русского искусства Christie’s открыл неделю русских торгов в Лондоне, которые обычно служат важным ориентиром для покупателей. Аукцион задал отличный тон: и живопись, и произведения прикладного искусства разошлись стремительно (уход лотов явно составил более 80%). Последние полтора года в лондонских аукционных залах, когда там продавалось русское искусство, царила печаль: цены упали, каталоги стали тоньше, вечерние торги (они по традиции более статусные) отменили. И вот, кажется, наступил перелом к лучшему.

За £2,408 млн продан «Натюрморт с чайником и апельсинами» Наталии Гончаровой 1909–1910 годов, заметно превысивший предварительную оценку в £500–700 тыс. Это полотно долгое время приписывали мужу Гончаровой, авангардисту Михаилу Ларионову. Никакой дискриминации художницы тут не было: ошиблась вторая жена Ларионова, Александра Томилина-Ларионова, у которой картину и купил последний владелец в 1966 году. После публикации стало ясно, что полотно не могло быть написано Ларионовым: не похожи ни композиция, ни фактура, ни даже набор предметов на столе (художник не любил писать круглые яблоки или апельсины, а предпочитал асимметричные груши). Окончательно идентифицировала полотно эксперт Елена Баснер, указав на номер на обороте картины — точно такими же были помечены другие полотна Гончаровой, предназначенные для выставки в петербургском бюро Надежды Добычиной, первой русской профессиональной галеристки. Полученные после упорного торга £2,4 млн не рекорд для художницы, ее «Испанка» стоила £6,4 млн — но то было в более благосклонном к русскому арт-рынку 2010 году и на интернациональных торгах.

Зато рекордными являются £849 тыс. за «Прошлое Великого Новгорода» Аполлинария Васнецова (прежняя максимальная цена для художника составляла £300 тыс.). Большое сказочное полотно написано в процессе работы над декорациями к опере Римского-Корсакова «Садко» в Мариинском театре в 1900 году, по следам нескольких поездок в Новгород. Картину никто не видел почти 90 лет. После того как она была показана в Строгановском училище в Петербурге и затем на выставке передвижников в Москве, она хранилась в частной коллекции.

Благополучно распродан и традиционный для Christie’s раздел графики с рисунками Константина Сомова и Льва Бакста, и необычно большой для этого консервативного дома раздел нонконформистов; среди разочарований можно назвать неуход горного пейзажа Николая Рериха (эстимейт был £300–500 тыс.) и слишком скромные для такого важного произведения, как «Святое семейство» Василия Верещагина, £368,7 тыс.

Предметы фирмы Фабереже проданы, как всегда на Christie’s, триумфально. Среди самых впечатляющих цен — £704 тыс. за шагающего серебряного носорога и £788 тыс. за миниатюрный портшез, сделанный мастером Михаилом Перхиным для голландского магната резиновой промышленности Максимилиана Отмара Нойшеллера.

Окончательный итог аукциона Christie’s будет известен позже, впереди — русские торги Sotheby’s, MacDougall’s и Bonhams.

Материалы по теме
Просмотры: 5017
Популярные материалы
1
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
2
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
3
Десять часовен на острове
Ватикан на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции выступил рачительным заказчиком и реализовал проекты архитекторов.
19 июля 2018
4
Искусство, которое заводится ключом
Осенью на Солянке для широкой публики откроется новый частный музей музыкальных инструментов и антикварных редкостей «Собрание», представляющий коллекцию бизнесмена и мецената Давида Якобашвили.
19 июля 2018
5
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
6
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
7
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
8
Виктор Разгулин: «Я рисовал так, как мне хотелось»
В московском фонде IN ARTIBUS проходит выставка Виктора Разгулина. Куратор Елена Руденко поговорила с художником о жизни и живописи.
19 июля 2018
9
Во дворе Музея архитектуры появятся кафе, лекторий и башня
В конкурсе на застройку внутреннего двора музея победил проект архитектурной лаборатории Polygon.
20 июля 2018
10
Загнанные в угол
Каталог выставки «Трагедия в углу», посвященной искусству российских регионов и организованной самими художниками, почти весь ими же и написан.
20 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru