18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Советское неофициальное искусство покажет во Флоренции Музей AZ

№63
Материал из газеты

В Фонде Франко Дзеффирелли представят лучшие работы художников 1960–1980-х из собрания Музея Анатолия Зверева и личной коллекции его основательницы Наталии Опалевой

Музей AZ (Музей Анатолия Зверева), открывшийся в Москве три года назад, исследует не только многогранное творчество легендарного шестидесятника, но и эпоху 1960–1980-х, когда сформировался уникальный феномен советского неофициального искусства. Лучшие работы его представителей и самого Анатолия Зверева из собрания Музея AZ и личной коллекции его основателя Наталии Опалевой предстанут в Фонде Франко Дзеффирелли во Флоренции в первом международном выставочном проекте музея. «Новый полет на Солярис» — финал трилогии, вдохновленной и посвященной киношедеврам Андрея Тарковского и работам художников-нонконформистов. Первая выставка, «Предвидение» («Электротеатр „Станиславский“», 2016), проводила параллель между пророческими работами художника Петра Беленка и фильмом «Сталкер». Вторая — «Прорыв в прошлое» (Новое пространство Театра наций, 2017) — соединяла фильм «Андрей Рублев» и живопись Дмитрия Плавинского. 

«Солярис», получивший в 1972 году Гран-при в Каннах, стал ассоциативным толчком к созданию финальной части трилогии — зрелищной мультимедийной выставки-инсталляции. По замыслу ее куратора Полины Лобачевской, в барочных интерьерах палаццо Сан-Фиренце материализуется космическая станция с 20 экранами, часть которых посвящена рабочим моментам со съемок фильма «Солярис». Для жизни людей на другой планете Тарковский и художник-постановщик Михаил Ромадин отобрали шедевры мирового искусства, выразив свои личные пристрастия. В «Новом полете на Солярис» — художники советского андерграунда Петр Беленок, Франциско Инфанте, Анатолий Зверев, Дмитрий Краснопевцев, Лидия Мастеркова, Эрнст Неизвестный, Владимир Немухин, Дмитрий Плавинский, Юло Соостер, Владимир Яковлев и Владимир Янкилевский. 

«У каждого из этих художников был свой собственный космос, и в то же время их всех объединяет нечто общее — свобода самовыражения», — говорит генеральный директор музея Наталия Опалева. Оказавшись в столь необычном, «космическом» измерении, 34 произведения позволят по-новому увидеть наследие этих мастеров, уже вписанных в мировой художественный контекст, но недостаточно изученных. «Художники, которых мы окрестили представителями „советского Ренессанса“, в своих произведениях параллельно Андрею Тарковскому, каждый в своей манере и своим путем, решали вечные метафизические вопросы, — говорит Полина Лобачевская. — И мы верим, что их произведения дополнят такой, казалось бы, простой и чистый выбор Андрея Тарковского и будут достойно представлять ХХ век, нашу страну и планету в большом космическом путешествии на Солярис». 

Фонд Франко Дзеффирелли, Флоренция
Новый полет на Солярис
28 мая – 31 июля

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+