18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Архитекторы со всего мира покажут в Венеции, каким может быть свободное пространство

№63
Материал из газеты

В российском павильоне под названием «Станция „Россия“» основной темой выставки станет железная дорога: вокзалы и бескрайние просторы

Архитектурная биеннале в Венеции проходит в этом году под девизом Freespace — «Свободное пространство». При этом ее кураторы Ивонн Фаррелл и Шелли Макнамара надеются, что участники по-разному переведут это слово, придадут ему новые смыслы, а значит, показанные работы окажутся весьма разнообразными. «Желание создать свободное пространство может стать специфической индивидуальной характеристикой каждого проекта», — поддерживает кураторов президент биеннале Паоло Баратта. В ней примет участие 64 страны, 6 из них впервые, в том числе Ватикан, пригласивший 10 архитекторов для создания на острове Сан-Джорджо-Маджоре проектов часовен. 

Основной темой выставки в российском павильоне под названием «Станция „Россия“» станет железная дорога. Поэтому один из пяти разделов отдадут проектам вокзалов, созданным в «Студии 44» Никиты Явейна и бюро Николая Шумакова, главного архитектора «Метрогипротранса». Остальные, судя по словам нашего комиссара Семена Михайловского, представят лирические образы бескрайних просторов, где вокзал — земля обетованная. 

Что касается основного проекта в Арсенале и бывшем павильоне Италии в садах Джардини, то он объединит 71 участника. Среди них архитектурные бюро таких знаменитостей, как Алвару Сиза, Петер Цумтор, Дэвид Чипперфилд, Тойо Ито и Алехандро Аравена. Рядом с корифеями выступят их коллеги из Бангладеш, Непала и Вьетнама. Демократичность — одна из объявленных ценностей Freespace. Впрочем, подавляющее большинство участников выставки — европейские мастерские. Российских среди них нет, в отличие от прошлой биеннале, когда в основной проект пригласили Александра Бродского и Бориса Бернаскони.

Представляя концепцию своей выставки, кураторы сказали немало красивых слов о свободном пространстве, его гуманности, неограниченных возможностях использования, о свете и тени, но представить, какой в результате получится выставка, трудно. Экспозиционной работой они не занимались, а в архитектуре предпочитают стиль брутальный, без спецэффектов. 

Основной проект поддержат две сопутствующие экспозиции. В «Приближении: встрече с выдающимися проектами» группа ирландских архитекторов выскажется об архитектуре прошлого. «Практика преподавания» расскажет об обучающей деятельности практикующих архитекторов — родная тема для Фаррелл и Макнамара. Кураторы 16-й Архитектурной биеннале в Венеции — соосновательницы ирландского бюро Grafton Architects, которое специализируется на общественных, в первую очередь учебных, зданиях. За проекты корпуса миланского Университета Боккони и университета в Лиме Фаррелл и Макнамара получили престижные премии. Кроме того, они более 30 лет преподают, в том числе в Гарвардском и Йельском университетах. А из без малого 260 тыс. посетителей (рекорд посещаемости) прошлой биеннале почти половину составили молодые люди. Неудивительно, что для студенческих и других образовательных групп и на этот раз предусмотрена специальная программа, выставки и дискуссии. 

16-я Архитектурная биеннале
26 мая – 25 ноября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+