18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Современники Рембрандта: вспомнить всех

№63
Материал из газеты

Этот фундаментальный труд написан ученым, по уши влюбленным в Голландию и ее главного художника, и оттого вызывает у читателя эффект присутствия

Ольга Тилкес написала книгу о стране, где даже в крестьянских домах висели картины, что удивляло иностранцев, приезжавших в Нидерланды в XVII веке. И лучшей рецензией на этот 1000-страничный том можно считать вступление к нему. Там автор не только рассказывает, что к написанию ее побудило любопытство — желание узнать, что же за люди изображены на портретах Рембрандта, — но и признается в злоупотреблении подробностями и примечаниями. Однако поскольку сама любит частности, то и надеется найти такого же читателя, готового к глубокому погружению в историю.

Чтение «Истории страны Рембрандта» — занятие не утомительное, просто долгое. Нельзя назвать его увлекательным, не то определение. В подробностях, случается, вязнешь, путаешься в многочисленных персонажах (именной указатель занимает 30 страниц), устаешь от кавычек (в библиографии 443 позиции). Но автор — доктор филологических наук, поэтому у нее все должно быть подтверждено документально. Что отличает Тилкес от многих ученых писателей — легкость языка, почти разговорного, и ощущение себя участником исторических событий. «Елизавета тут же потребовала от Лестера публичного отказа от титула. Она опасалась, что Филипп расценит присягу ее подданного как ее согласие принять суверенитет Нидерландов и что это втянет Англию в войну. Еще она была глубоко уязвлена тем, что все ее приближенные, включая Уолсингема и Сесила, ввели ее в заблуждение. Но больше всего она была поражена тем, что Лестер писал о происходившем всем — кроме нее». Наугад взятая цитата характерна для книги — автор точно знает, чем именно была поражена английская королева в поведении своего любовника, ставшего на время генерал-губернатором Нидерландов.

Это сюжет из первой главы, рассказывающей о политическом и религиозном становлении республики. А поскольку для каждой из семи глав отправной точкой становится портрет Рембрандта (здесь — проповедника Йоханнеса Утенбогарта), то в первой главе есть повод поговорить про теологические споры о предопределении и свободе воли, углубившись до древних греков. Тилкес, не раз напрямую обращаясь к читателю, уверяет, что спор этот захватывающий, хотя у некоторых и вызывает зевоту. Впрочем, читая «Историю страны Рембрандта», зевать не приходится.

Глава «Вокруг „Урока анатомии“» подробно описывает тогдашнее состояние медицины и способы лечения голландцев, предпочитавших все натуральное, особенно навоз (козий — от желтухи, голубиный — от ишиаса, а смешанный с маслом из персиковых косточек — от головной боли). Что не мешает перейти к серьезному разговору об одной из самых впечатляющих картин Рембрандта. А также рассказать о больном меланхолией Каспаре Барлее, впавшем в долгую клиническую депрессию от сознания собственной несостоятельности как медика, от вынужденного конформизма и нападок за дружбу с раввином. Барлея Рембрандт не писал, как и подавляющее большинство возникающих в книге людей. Но их портреты и картины многих других художников приведены в 943 иллюстрациях. Иллюстративная щедрость — бесспорная ценность книги, создающая эффект полного погружения в прошлое. 

Портреты Якоба Трипа и Маргареты де Геер дают Тилкес повод для написания истории формирования богатейших и влиятельных кланов. Опять же с множеством подробностей. Голландцы, оказывается, в 1633 году закупили у России 100 тыс. четвертей ржи. 

А портрет Яна Сикса предшествует главе о гранд-турах по Европе, принятых у богатых молодых голландцев для расширения познаний и облагораживания. Из нее можно узнать, как европейские народы маркировались со времен Гиппократа и что Эразм Роттердамский считал такое навешивание ярлыков «коллективным шовинизмом». А также, что в итальянские города нельзя было попасть без справки о здоровье, причем путешественники запасались еще и справкой о слабом здоровье — чтобы не поститься. Но, как бы далеко ни уходила автор в сторону от Рембрандта, она к нему неизменно возвращается.

Глава о «Ночном дозоре» неожиданно открывается критикой знаменитой картины. На упреки в прошлом не скупились разные мало- и вполне известные люди. Потом, конечно, идет апологетика шедевра. Далее, ожидаемо подробно, рассказывается о патрульных отрядах, в том числе и о способах уклонения от участия в них (откупались, конечно). Здесь же присутствует подробная биография каждого из стрелков. Пасует Тилкес только перед золотой девочкой. «Меня удивляет, что о Рембрандте рассуждают так, словно он был рассудочным человеком», — пишет она, но честно приводит  несколько чужих толкований, добавляя свою гипотезу: не об умирающей ли Саскии думал Рембрандт, когда писал это неземным светом озаренное существо — девочку со старушечьим лицом?

В книге нет полной биографии Рембрандта — только к месту выхвачены эпизоды из его жизни. Зато дана история рембрандтоведения с рассказами о том, когда и почему его обожествляли и кто его хулил (особенно усердствовал Джон Рескин). И это одна из самых интересных частей книги; оказывается, фашисты тоже были поклонниками автора «Еврейской невесты». 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+