The Art Newspaper Russia
Поиск

Бразильские галереи ищут новые форматы для растущего рынка

В начале апреля бразильская компания Latitude, занимающаяся исследованиями местного галерейного бизнеса, выпустила третий ежегодный отчет, где во всех подробностях рассказывается об успехах бразильского рынка искусства за 2013 год. Latitude — плод сотрудничества частной, созданной по инициативе галеристов, ассоциации современного искусства ABACT и Государственного агентства по развитию торговли и инвестиций при Министерстве экономики: рынком искусства в Бразилии, его формированием и поддержкой, занимаются всерьез. Согласно результатам из 45 галерей, принявших участие в опросе, треть появилась после 2010 года, что само по себе говорит о многом. Данные минувшего года тоже впечатляют: 90% галерей отметили рост доходов на уровне 27,5%; более чем две трети отчитались об успешных продажах на зарубежных рынках; цены на произведения искусства повысились в среднем на 9%. Однако особенно любопытна цифра, показывающая, что из тысячи авторов, представленных в галереях, 15% вышли на рынок только в 2013 году.

Понятно, рынок, даже растущий, не способен вместить всех желающих; кроме того, не все готовы соответствовать имеющимся коммерческим обстоятельствам. Поэтому Бразилия сегодня переживает бум альтернативных художественных пространств, что выстраивают новые связи с рынком, стремясь формировать среду, в которой художник будет как можно меньше зависеть от продаж.

Одна из самых динамичных галерей Рио-де-Жанейро A Gentil Carioca превратила коммерческую деятельность в социально ответственную. Галерея, которую основали в 2003 году три художника — Марсио Ботнер, Лаура Лима и хорошо известный за пределами Бразилии Эрнесто Нето, — постоянно участвует в крупнейших международных ярмарках. Но так же активно развивает и некоммерческую программу. На выходящей на улицу стене галереи раз в четыре месяца устраиваются выставки-инсталляции: то стену атакуют гигантские как бы бумажные самолетики, то она покрывается граффити. А недавно, в дополнение к пространству в центре города, A Gentil Carioca открыла филиал в одном из не слишком благополучных районов Рио — теперь здесь проходят лекции и ведется активная работа с местным сообществом.

Другую стратегию выбрала Мария Монтейро, открывшая в 2011 году пространство Phosphorus в историческом центре Сан-Паулу. В отличие от большинства некоммерческих и негосударственных художественных центров в Бразилии, которые появляются в качестве открытых платформ для общения, Phosphorus держит курс на активное сотрудничество с коллекционерами и частными спонсорами, что, впрочем, не мешает Монтейро предлагать вниманию публики и полемические проекты.

Если A Gentil Carioca может позволить себе параллельную программу за счет своей коммерческой деятельности, а Phosphorus — благодаря спонсорам, то некоммерческим пространствам вроде Atelier 397 в Сан-Паулу приходится рассчитывать главным образом на себя и государство. «До половины нашего бюджета составляют деньги из государственных грантов», — объясняет куратор Таис Ривитти, соосновательница Atelier 397; остальная часть бюджета формируется за счет средств организаторов, разовых мероприятий вроде аукционов вслепую или продажи тиражных произведений. «Мы не против рынка, но хотим переосмыслить его, представив эти взаимоотношения в более независимом ключе», — объясняет Ривитти. С целью привлечь новую аудиторию (и потенциальных спонсоров) в феврале Atelier 397 выступило соорганизатором выставки Бартоломео Гелпи; экспозиция частью располагалась в известной коммерческой галерее Central, где были выставлены малоформатные (читай, доступные) абстракции Гелпи, а частью в Atelier 397, где художник работал, вырезая прямо на стене выставочного зала. И если для Central выставка означала возможную прибыль, для Ривитти и ее соратников — очередной ремонт помещения за свой (до половины, как мы теперь знаем, государственный) счет.

 

SP Arte, 3–6 апреля

К юбилейному изданию SP Arte, самой крупной ярмарки в Латинской Америке, организаторы приурочили появление нового раздел Solo, где каждая галерея получила дополнительные 25 м2, чтобы показать одного художника. Отбор участников поручили успешному бразильскому куратору, директору самого крупного частного арт-центра под открытым небом Inhotim Родриго Моура. Еще до открытия главным достижением SP Arte 2014 года стала договоренность с властями Сан-Паулу о послаблении в непростом налоговом кодексе, который специалисты по рынку искусства в один голос называют главным препятствием для дальнейшего роста. Работы, стоимость которых не превышала 3 млн реалов (около $1,4 млн), не облагались государственной пошлиной, более дорогие произведения облагались налогом в размере всего 5%. Льгота, впрочем, касалась только галерей, зарегистрированных в Сан-Паулу, — вероятно, поэтому сделки, заключенные во время ярмарки, практически не выходили за $1 млн (одна из старейших галерей Бразилии, существующая с 1974 года, Galeria Luisa Strina продала работу Сильдо Мейрелеша Tic-Tac-Toe за $800 тыс.) или же были заключены иностранными галеристами: так, миланская Cardi Gallery продала Пространственную концепцию (1968) Лучо Фонтаны за €1 млн, Lisson Gallery — объект Аниша Капура за $1 млн, а Thaddeus Ropac — картину Георга Базелица за $850 тыс. Много покупок в бразильских галереях были сделаны в пользу местных художественных музеев. Государственная пинакотека Сан-Паулу благодаря местным меценатам пополнила свою коллекцию работами Луиса Брага, Николаса Роббио, Ваниа Миньоне; свою долю получили и другие известные музеи Сан-Паулу — Музей современного искусства и Художественный музей Сан-Паулу.

На ярмарочных стендах можно было найти и работы художников из России и СНГ. Сразу четыре галереи представляли Илью Кабакова (лондонская Gallery Sprovieri, нью-йоркская The Pace Gallery, Galleria Lia Rumma, Неаполь-Милан, и вездесущий Thaddeus Ropac); Sprovieri также представила фотографии Бориса Михайлова и рисунки Павла Пепперштейна. Крупнейшая местная Baró Galeria показала объекты и скульптуру киевлянки Жанны Кадыровой (одновременно с ярмаркой у Кадыровой в Baró открылась персональная выставка, что продлится до 7 июня), а еще одна галерея из Сан-Паулу,  Luciana Brito Galeria – фотоснимки перформансов Федора Павлова-Андреевича, который стал в последние годы практически тамошним, сан-паульским, завсегдатаем.

Материалы по теме
Просмотры: 2586
Популярные материалы
1
О евреях, юдофобах и юдофилах
На выставке «Найди еврея» людям старшего поколения есть что вспомнить, а молодым — о чем узнать.
23 сентября 2020
2
В Музее Людвига решили очистить наследие
В Кельне проходит выставка «Русский авангард: оригинал и подделка».
25 сентября 2020
3
Полотно Боттичелли продадут на Sotheby’s минимум за $80 млн
Ожидается, что картина, которую в январе выставят на нью-йоркской неделе старых мастеров, станет одним из самых дорогих портретов, когда-либо проданных на аукционе.
24 сентября 2020
4
Новый культурный центр «О» создадут в Вологде
Постоянная экспозиция будет основана на коллекции Германа Титова, а временные выставки планируется делать с участием крупнейших музеев.
21 сентября 2020
5
Реформы по алфавиту
В британском фонде National Trust, поместья которого посещает 28 млн человек в год, назрел конфликт между кураторами и менеджерами.
23 сентября 2020
6
Обнаруженная рукопись Поля Гогена открывает тайны художника
Лондонская Галерея Курто приобрела оригинал рукописи с 20 иллюстрациями, написанной художником в полинезийской хижине, и планирует выставить его в следующем году.
23 сентября 2020
7
Как опыт предыдущих кризисов помогает предсказывать будущее арт-рынка
Нас всех ждет глубокая рецессия, но самые богатые продолжат покупать Кунса.
23 сентября 2020
8
Андрей Ерофеев: «Уход в лес — это бегство от несвободы, от принуждения»
По поводу открытия проекта галереи JART «ЧА ЩА» на курорте «Пирогово» куратор Андрей Ерофеев рассказал нам о природно-художественном целом выставки, появлении нового искусства и связи с прошлыми арт-фестивалями на берегу Пироговского водохранилища.
22 сентября 2020
9
Скандальный банан Каттелана отправляется в Гуггенхайм
«Для нашего хранилища это не большая нагрузка», — шутит директор музея.
21 сентября 2020
10
Алина Сапрыкина: «Хранить или показывать — не должно быть такого противопоставления в музейной деятельности»
Недавно назначенная на должность главного куратора Всероссийского музея декоративного искусства Алина Сапрыкина рассказала, какими видит новые пути развития музея.
25 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru