18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Утром — деньги, вечером — Харинг?

№62
Материал из газеты

Sotheby’s и Phillips судятся с нью-йоркским арт-дилером Анатолем Шагаловым: он покупал произведения искусства на аукционах, но так их и не оплатил

Аукционный дом So­the­by’s судится с арт-дилером и его компанией Nature Morte из-за торгов, прошедших в Нью-Йорке в мае 2017 года. На них Анатолий Шагалов сделал решающую ставку на картину Кита Харинга 1982 года «Без названия», предложив рекордные для художника $6,5 млн. Представители Sotheby’s говорят, что после нескольких напоминаний Шагалов так и не оплатил покупку, поэтому произведение продали другому клиенту за $4,4 млн и подали на арт-дилера в суд, чтобы взыскать с него разницу.

Шагалов заявил, что Sotheby’s разрешил ему выплачивать сумму по частям, а его адвокат Мэтью Хоффман считает, что аукционный дом не приложил «коммерчески оправданных» усилий, чтобы перепродать полотно по более высокой цене. В качестве доказательства Шагалов приводит тот факт, что мадридский арт-консультант Марко Мерканти был готов заплатить за произведение $5 млн. Адвокат Sotheby’s Джон Кэхилл отрицает, что Шагалову предлагали такие условия оплаты, и сомневается в том, что Мерканти был в курсе того, что картина является предметом незаконченного судебного разбирательства. Кроме того, Sotheby’s утверждает, что Шагалов подделал документы, связанные с предложением Мерканти, но дилер категорически отрицает это.

Аукционный дом Phillips также судится с Шагаловым: тот не оплатил купленные им на торгах 8 ноября 2015 года картины «Пара IV» (1959) Морриса Луиса и «Без названия (Р271)» (1997) Кристофера Вула на общую сумму почти в $6 млн. Шагалов утверждает, что делал ставки на эти произведения и приобрел их, будучи намеренно введенным в заблуждение, а потому его следует освободить от всякой ответственности, связанной с этими покупками. Аукционный дом отказался от дальнейших комментариев по делу, рассмотрение которого еще не закончено.

Кроме того, Sotheby’s обвиняет Шагалова в попытке скрыть активы. После обращения аукционного дома в суд дилер заложил за $6,9 млн принадлежащие ему произведения искусства, суммарная стоимость которых превышает $10 млн. По словам адвоката Шагалова, бизнес-модель его клиента строится следующим образом: «Он берет деньги в долг и покупает произведения искусства. Затем пытается продать купленные работы по более высокой цене. Он берет еще больше денег в долг под залог этих произведений и пытается продать их по еще более высокой цене». 

Обвинения в невыполнении обязательств не редкость. Тот же Sotheby’s сейчас судится с клиентом по имени Эудженио Паоло Лоса из-за двух работ, проданных на ноябрьских торгах 2017 года за $8,25 млн и до сих пор не оплаченных. 

Однако на слушании по делу Sotheby’s против Шагалова, состоявшемся 9 января, судья Чарльз Рамос заявил, что сделки на арт-рынке в принципе далеки от принятых в других областях бизнеса норм. «Я никогда не видел отрасль, более изобилующую случаями мошенничества и неподобающего поведения, чем арт-бизнес, — сказал он. — „Этика в сфере искусства“ — оксюморон. Это далеко не щепетильный бизнес… Я видел, как посредники продавали одно и то же произведение искусства по три раза или продавали произведения искусства, которые им не принадлежали». 

Но, по мнению опытных участников рынка, случаи, когда такие дела доходят до суда, скорее, исключение из правила. Андреа Данезе, президент компании Athena Art Finance, замечает: «Такого рода проблемы возникают куда чаще, чем кажется, просто они, как правило, решаются за закрытыми дверями. Мы видим только верхушку айсберга: аукционные дома редко обращаются в суд, и за каждым таким обращением обычно стоит нечто большее». 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+