18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Исторический музей реставрирует Рокотова

Аристократические портреты кисти Федора Рокотова и его мастерской и выполненный Джорджем Доу портрет императрицы Елизаветы Алексеевны войдут в постоянную экспозицию музея

Восстановлением живописи занимались художники-реставраторы Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР) совместно с Государственным историческим музеем (ГИМ), отмеченные Премией The Art Newspaper Russia — 2017 в номинации «Реставрация года». 

По словам директора ГосНИИРа Дмитрия Антонова, произведения одного из самых известных художников-портретистов второй половины XVIII века Федора Рокотова и его мастерской и портрет императрицы Елизаветы Алексеевны (1827) кисти «первого портретного живописца» российского двора, англичанина Джорджа Доу находились не в лучшем состоянии. До попадания картин в коллекцию Исторического музея с ними обращались вольно. «Их кадрировали — меняли форму в зависимости от того, как было лучше для интерьера, — обрезали, подворачивали, — рассказал Антонов корреспонденту TANR. — Мы постарались вернуть им исторический вид, насколько это возможно». 

Реставрация выполненных Рокотовым в 1770-х — начале 1780-х годов шести портретов представителей русских аристократических фамилий, среди которых Стрешневы, Ржевские, Матюшкина, и будущего императора Александра I, великого князя Александра Павловича в детстве была проведена в сжатые сроки, всего за семь месяцев, хотя работа проделана сложная. Все полотна подверглись некачественной реставрации в XIX веке, а одно из них, «Портрет Феодосии Наумовны Ржевской, урожденной Сенявиной» (первая половина 1770-х), было полностью залито воском, и извлечь состав из живописи оказалось очень трудно. Финансирование проекта обеспечили Благотворительный фонд «Лукойл» и ПАО «Северсталь», но информацию о том, во сколько именно обошлась реставрация, директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин не раскрыл. 

В ближайшее время планируют восстановить еще четыре работы Федора Рокотова, и, таким образом, музей представит в своей постоянной экспозиции одну из крупнейших в России коллекций произведений этого художника. Уже отреставрированные вещи скоро появятся в музейных залах. 

В свою очередь, хранитель живописи XVIII века Людмила Руднева добавила, что после завершения реставрационных работ ГИМ планирует персональную выставку художника, которая может состояться уже в начале следующего года.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+