18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Как сохранить русские усадьбы

№62
Материал из газеты

Для спасения усадеб Министерство культуры РФ и общественные организации разрабатывают новые схемы

Эпоху капитализма и частной собственности в нашей стране сопровождают бесконечные дискуссии о сохранении и статусе национализированных после революции усадеб, многие из которых без крепкой хозяйской руки дошли почти до полного исчезновения. (Настроение участников на входе и выходе можно охарактеризовать словами известных песен — от лирических «Как упоительны в России вечера… Балы, красавицы, лакеи, юнкера» до саркастических «Где деньги, Зин?».) На этой волне появляются различные инициативы снизу, как правило в формате государственно-частного партнерства. И отчасти они даже воплощаются, что внушает осторожные надежды на изменение ситуации.

В современной истории есть примеры бережного восстановления исторических зданий за частные средства. Здесь в числе самых ярких примеров мы можем вспомнить усадьбу Муравьевых-Апостолов в Москве, которой занимался потомок бывших владельцев Кристофер Муравьев-Апостол, или же Шуваловский дворец в Санкт-Петербурге — его реставрацию под Музей Фаберже проводил фонд «Связь времен» Виктора Вексельберга. Но это не тенденция, а единичные случаи, и особенно актуальным становится вопрос, как сохранить выдающееся по всем параметрам здание, особенно если оно находится за пределами двух столиц.

На встрече с участниками Ассоциации владельцев исторических усадеб министр культуры РФ Владимир Мединский впервые вслух сказал о том, что и так давно было ясно: все усадьбы, кроме музеев, необходимо отдать в частные руки — в аренду или продать. Причина тому — отсутствие у государства какой бы то ни было возможности финансовых вливаний в этот сектор. 

По оценке бывшего замминистра культуры Олега Рыжкова, для того, чтобы привести в порядок более-менее ценные с исторической и культурной точки зрения объекты, требуется порядка 10 трлн руб., а бюджет ведомства на реставрацию — около 7 млрд руб. в год (см. TANR № 57). По данным Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Госдумы РФ, ежегодная потребность вложений в российские памятники составляет 400–500 млрд руб., что превышает предусмотренные федеральным бюджетом объемы более чем в десять раз.

В числе новых, но пока не очень востребованных государственных проектов — «Аренда за 1 рубль» Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры (аналогичная программа была запущена в Москве несколько лет назад). 

На самом деле эта стоимость может увеличиться в ходе аукциона, на который выставляются объекты культурного наследия. Ее арендатор платит после приведения в надлежащее состояние объекта культурного наследия, и установленная в ходе аукциона сумма не меняется на весь срок действия договора аренды. В списке сейчас 33 здания, как крупные, например гостиница «Мадрид» в Екатеринбурге и военно-морские сооружения в Кронштадте, так и две усадьбы — дома Кашириных и Рябининой в Нижнем Новгороде. 

Недавно образованная Ассоциация владельцев исторических усадеб во главе с Михаилом Лермонтовым, с 1990-х годов имеющим отношение к усадьбе Середниково, намерена организовать общественный фонд «Национальное наследие» по аналогии с National Trust. У старейшей британской благотворительной организации сейчас более 4 млн членов, которые делают взносы на сохранение наследия и получают за это разные преференции, в зависимости от вклада. Большие надежды в Ассоциации владельцев исторических усадеб возлагают на туризм и обещают проложить специальный маршрут, в который войдут дома ее участников. Среди них — деревянный терем, усадьба Асташово в Костромской области и усадьба дворян Качаловых Хвалевское в Вологодской области. А всего в общественной организации состоит 35 участников, число которых в ближайшие пять лет планируется довести до 100 (по нашим данным, именно столько усадеб сейчас находится в России в частных руках). 

Эта инициатива может дополнить успешный ведомственный проект «Русские усадьбы», он запущен в 2013 году и объединяет 37 музеев-заповедников и 19 музеев-усадеб. Особенно популярны маршруты «Ясная Поляна Льва Толстого — Спасское-Лутовиново Ивана Тургенева — Мелихово Антона Чехова» и «Царицыно — Поленово Василия Поленова — усадьба Гончаровых». 

Министр культуры уже согласился стать почетным попечителем общественного фонда «Национальное наследие», а Ассоциация владельцев исторических усадеб пообещала озадачиться поиском арендаторов, владельцев и волонтеров для нескольких тысяч усадеб. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+