The Art Newspaper Russia
Поиск

Инвесторам станет легче на объектах культурного наследия

Министерство культуры России существенно упрощает правила эксплуатации объектов культурного наследия в надежде привлечь к сохранению памятников больше частного капитала

На прошедшем в Министерстве культуры во вторник 10 октября брифинге обсуждали предложенные ведомством изменения в закон «Об объектах культурного наследия Российской Федерации». Их цель — устранить административные барьеры и оптимизировать требования к сохранению объектов культурного наследия (ОКН), предъявляемые к их собственникам, пользователям и арендаторам. Для этого, в частности, вводится новый вид работ — «текущее содержание объекта культурного наследия». Имеются в виду работы по поддержанию ОКН в надлежащем состоянии, но не являющиеся работами по сохранению объекта. Отмечается, что пользователь или собственник сможет проводить их собственными силами без привлечения лицензируемой организации. К новой категории относятся такие виды деятельности, как ремонт инженерных сетей и лифтового оборудования, локальный ремонт интерьеров, замена оконных и дверных заполнений, локальный ремонт повреждения здания, ямочный ремонт покрытия территории объекта и ее благоустройство, установка легковозводимых конструкций при проведении временных мероприятий. Кроме того, после вступления закона в силу пользователям или собственникам объектов не нужно будет проходить госэкспертизу проектной документации и получать разрешение на строительство на ОКН зданий с тремя и менее этажами и площадью не более 1,5 тыс. кв. м.

Директор департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры РФ Владимир Цветнов назвал эти поправки самой крупной попыткой изменения закона, направленной на привлечение внебюджетного капитала для сохранения объектов культурного наследия. «Сейчас, чтобы покрасить окно, по закону нужно провести историко-культурную экспертизу. Теперь многие виды работ, в том числе текущий ремонт, из-под историко-культурной экспертизы будут выведены», — уточнил он.

На прошедшем брифинге особо подчеркивалось, что законопроект разрешит инвесторам установку на объекте культурного наследия сооружений, предназначенных для его обслуживания, — речь идет о технических подстанциях, электрощитовых, вентиляционных шахтах и так далее. Кроме того, при обеспечении сохранности ОКН собственнику или пользователю будет разрешено использовать и изменять подземное пространство под ним. «Мы исходим из того, что все освоение подземного пространства не должно нанести вред или урон объекту, а будет ли это только территория под ним или пространство в два раза больше него, не важно», — заявил Цветнов.

Последний пункт насторожил присутствовавшего на встрече Константина Михайлова, координатора общественного движения «Архнадзор» и главного редактора портала «Хранители наследия». Он предложил ограничить варианты освоения подземного пространства нуждами сохранности памятника или работы объекта культуры. «Что бы мы ни говорили, освоение подземного пространства — это вмешательство в памятник и для объекта культурного наследия это всегда определенная жертва. Одно дело, когда она оправдана сохранением объекта, как, например, в Пашковом доме, и совсем другое — коммерческими интересами хозяина», — заявил он.

В комментарии TANR Михайлов выразил надежду на то, что последует общественное обсуждение законопроекта. «То, что сейчас обсуждается в Министерстве культуры, — в какой-то степени легализация уже свершающихся процессов. Мы знаем большое количество примеров и освоения подземного пространства под объектом культурного наследия, и установки технических сооружений на его территории. Раньше это решалось в „ручном режиме“, теперь — и это, наверное, к лучшему — появится общая законодательная рамка. Но при этом всегда важны нюансы и конкретные архитектурные решения», — уточнил он.

Еще одним существенным изменением, которое готовит новый законопроект, станет упрощение процедуры работы с выявленными объектами культурного наследия — теми памятниками, по которым не принято решение о включении их в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (ЕГРОКН). Предполагается, что региональные органы охраны уполномочат вносить единым списком те или иные памятники в ЕГРОКН на основании решения собственного методического совета, без проведения историко-культурной экспертизы. Как подтвердили участники брифинга, в конечном счете это может привести к тому, что само по себе понятие «выявленный объект культурного наследия», на который не распространяются многие охранные обязательства, предъявляемые к ОКН, может исчезнуть. При этом Цветнов уточнил, что сейчас в стране более 130 тыс. ОКН и еще около 100 тыс. памятников имеют статус выявленных объектов культурного наследия. Вступить в силу законодательные изменения могут уже весной следующего года.

Материалы по теме
Просмотры: 2928
Популярные материалы
1
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
2
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
3
Шесть тезисов Ильи Кабакова
В Эрмитаже 21 апреля открывается выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех». Главред TANR Милена Орлова выбрала цитаты художника, виртуозного критика и комментатора собственных работ с ключевыми для его творчества понятиями.
16 апреля 2018
4
Что могут дать миру искусства блокчейн и криптовалюты?
Как блокчейн-технологии внедряются в арт-рынок, показываем на примере новых сервисов, платформ и криптоаукционов.
18 апреля 2018
5
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
6
Анатолий Зверев: больше жизни, больше искусства!
Единственный в России частный музей, посвященный одному художнику — легендарному шестидесятнику Анатолию Звереву, отмечает третий день своего рождения масштабной выставкой «ЗВЕРЕВ-GALA».
16 апреля 2018
7
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
8
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
9
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
10
Витебских художников приняли в Кембридж
О своих исследованиях рассказывают участники конференции «Народное художественное училище и Уновис в Витебске», которая пройдет при поддержке фонда IN ARTIBUS в Пемброк- колледже Кембриджского университета 19 и 20 апреля.
17 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru